Теоретический анализ ассоциативно-метафорических карт как проективного инструмента
Ассоциативно-метафорические карты – это психологический инструмент, в основу работы которого заложен закон проекции. Он представляет собой набор карт с изображением окружающей нас действительности (людей, природы, предметов быта и т.д.).
1. Одним из основополагающих механизмов работы карт является закон проекции. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.
Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого. Впервые описан Зигмундом Фрейдом [4].
2. Немаловажную роль в работе данного инструмента также играет ощущение безопасности, которое проявляется в диссоциированом состоянии.
Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций [2].
Состояние диссоциирования – это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события, глядящим на него и слушающим его со стороны.
Клиент, взаимодействуя с картой (рассказывая об изображенных героях, развивая сюжет), сохраняет ощущение волшебности, нереальности. Это, с одной стороны, придает ему уверенность в безопасности, а с другой — стимулирует его к активному поиску, раскрытию и самопознанию.
3. К базовым феноменам, лежащих в основе инструмента, относится метафора.
Метафора — это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве; она выражает аналоговые отношения: Х относится к У, как А относится к В [3].
Вопросом метафоры занимаятся ученые разных наук (лингвисты, психологи, философы). В данной статье мы рассмотрим лишь базовые теории.
Лингвисты, Бендлер и Гриндер наблюдали за клинической работой Эриксона, который часто использовал метафору в лечебных целях, и на основе этих наблюдений выстроили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры.
Метафора, согласно их теории, действует по принципу триады, проходя через три стадии значения:
1) Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа.
2) Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем.
3) Это в свою очередь приводит в действие возвращенную глубинную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю.
Приближение к третьей ступени означает, что начался трансдеривативный поиск, с помощью которого слушатель соотносит метафору с собой. Сама сюжетная линия служит лишь мостиком между слушателем и скрытом в рассказе посылом, сообщением, которое никогда не достигнет адресата без его невидимой глазу работы по установлению необходимой личностной связи с метафорой. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказом и пробужденным к жизни внутренним миром слушателя [3].
Приведенный краткий обзор основных механизмов работы ассоциативно-метафорических карт позволяет более осознанно использовать данный инструмент в психотерапевтической практике. Проведенный теоретический анализ не претендует на звание «всеобъемлющий», «фундаментальный». Он лишь обозначает основные феномены и стимулирует к дальнейшему поиску, исследованию.
Ассоциативно-метафорические карты является инновационным инструментом, в основу которого лежат «классические» психологические феномены. Раскрытие механизмов работы инструмента повышает эффективность использования ан практике, позволяет выявлять слабые места и внедрять модификации. Действия с картами создают положительную (то есть безопасную) обстановку, в которой могут быть осознанно осуществлены навыки коммуникации, обмен мнениями и пониманием, свободный от оценочных суждений. Карты применяются в таких областях: * Семейное консультирование и терапия * Коррекция детско-родительских отношений * Реабилитация * Развитие творческого потенциала и поиск ресурса * Стрессменеджмент * Разрешение конфликтов * В групповой терапевтической работе и бизнес-тренингах * Диагностика и управление персоналом * Бизнес-консультирование
Литература:
1. Вальтрауд, К. Клубника за окном [Текст] / К. Вальтрауд – OH Vergal, 2010. – 250 с.
2. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст] / Н. Мак-Вильямс — Москва: Класс, 1998. — 480 с.
3. Миллс ,Дж., Кроули, Р. Терапевтические метафоры для детей [Текст] / Дж. Миллс, Р. Кроули – Москва: Класс, 2005. – 144 с.
4. Фрейд , А. Психология Я и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с.
Правила работы с ассоциативно-метафорическими картами.
- Создание доброжелательной и доверительной атмосферы.
- Уважение к другим участникам и забота об их комфорте и безопасности. Конфедециальность.
- В работе нет правильных и неправильных ответов
- Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используя больше свою фантазию, нежели логику
- Избегайте длительных философствование и монологов
- Можно отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а так же выбрать другую карту без каких-либо объяснений.
- Мы ценим чужой интеллект и воображение, чужое мнение.
- Мы не спорим, но можем задать вопрос, чтобы прояснить то, что не понятно, чтобы лучше понять другого и дать поддержку.
- Воздерживаемся от интерпретаций или реинтерпретаций карт другого человека
- Не прерывайте и не перебивайте рассказ других.
- Мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Другой может видеть и чувствовать, не то что чувствуете и видите вы.
- Свое видение от собственного имени можно «складывать2 в воображаемую корзину, откуда другой может что-то взять для себя, или нет.
Привет! Я психолог.
Мой сайт: https://wp.org.ru
По вопросам консультаций пишите на почту: metaforicheskye.karty@gmail.com
Список моих услуг:
- Консультации
- Консультации
- Консультации
- Консультации
Мой диплом: