10 Урок. Искренний разговор о причинах проблемы

После того, как от клиента получено исчерпывающее описание его проблемы и он, притихший, сидит перед вами разглядывая соответствующую раскладку карт, я обычно указываю на стол и спрашиваю: “Что хотелось бы со всем этим сделать?”

Этим вопросом мы должны выяснить ЖЕЛАНИЕ, которое возникает у клиента в связи со всем описанным. А на основе желания конкретную ЦЕЛЬ, которой он хочет достичь.

Затем мы выясняем ЗАПРОС — это краткая формулировка цели, которой клиент хочет добиться с помощью психолога. Правильная формулировка запроса — отдельная тема на целый урок, мы потом этим обязательно ещё займёмся.

Тут бы и начаться коррекции. Про проблему то мы уже всё знаем и цель клиента тоже определили. Помощь клиенту в достижении цели и есть коррекция.

Если бы не одно “но”.

При некоторых запросах, до начала коррекции целесообразно ещё углубить понимание клиентом проблемы, заставив его подумать о ПРИЧИНАХ её возникновения.

Логика тут простая. Вы наверняка знаете, что главное, что нужно сделать при оказании первой помощи — устранить травмирующий фактор: вылить воду из лёгких захлебнувшегося, откинуть от человека электрический провод, потушить горящую одежду и т.д.

В психологии тоже самое. При некоторых типах запросов первым делом вы должны провести работу по осознанию клиентом причин возникновения его проблемы. Особенно, если он сам — главная причина.

Бесполезно помогать женщине искать нового мужчину, если она не поймёт, отчего сбежали предыдущие семь.

Часть карт в раскладе, описывающем проблему, наверняка уже будет описывать причины, но, как правило, этого недостаточно. Необходимо дополнительно сосредоточить внимание клиента на именно на них.

Соответственно, для углубления диагностики проблемы, в тех случаях когда необходимо, чтобы клиент понял причины возникновения его проблемной ситуации, я применяю технику “Искренний разговор о причинах проблемы”.

Описание техники “Искренний разговор о причинах проблемы”

Цель техники: узнать о причинах проблемы, с которой пришёл клиент. Углубление клиентом понимания причинно-следственных связей, приведших к появлению проблемы. Подготовка к последующей коррекции.

Порядок выполнения

Техника может применяться как отдельно сама по себе, так и после предварительного выполнения “”Искреннего разговора о проблеме”. В последнем случае работа будет более эффективна.

Первым делом нам нужна карта, которая будет символизировать проблему в целом. Она задаёт контекст. Её следует положить в центр будущего расклада.

В случае предварительного выполнения “Искреннего разговора о проблеме” часть карт уже наверняка указывают на причины. Как я уже говорил, человека неминуемо начинает осенять о причинах во время детального рассказа о проблеме. Эти карты следует выбрать и положить в новый расклад.

Затем клиент выбирает причины проблемы в открытую. Затем вслепую.

Карты выбираются вслепую до того, как клиент начнёт повторяться или больше не сможет выдумывать причины, или начнёт озвучивать несущественные причины.

После этого клиента следует спросить, не знает ли он сам каких-то причин проблемы, которые остались необозначены. Если есть, с помощью прямого означивания в открытую из колоды выбираются карты, которые будут их символизировать.

Вот таким образом полученная конфигурация карт будет символическим описанием всех причин проблемы клиента.

Карты можно группировать так, как удобно клиенту.

Пример выполнения техники: у меня на столе ещё лежат карты после описания моей проблемы с низким уровнем энергии из 5-го урока:

Теперь проделаем технику “Искренний разговор о причинах проблемы”. Я выполняю её самостоятельно, но для наглядности представим, что всё происходит под руководством психолога:

Психолог: “Посмотрите на карты ещё раз. Сейчас нам нужно выбрать одну карту, которая будет символизировать вашу проблему с низкой энергией. Есть здесь такая карта?”

Я: “Да, вот она”.

Психолог: “Хорошо. Давайте её положим отдельно. Теперь нам нужно выбрать карты, которые указывают на причины вашей проблемы. Есть здесь такие карты?”

Я: “Да почти все. Я сейчас подумал, что есть не 3, а 4 типа причин, из-за которых у меня так мало сил обычно. Верхний ряд, вот эта карта с линейкой — это про мой ум, про то, что у меня беспорядок в голове, неорганизованность. Второй ряд составляют карты, обозначающие где я плохо забочусь о своём теле. Третий ряд — это причины недостаточного количества радости и удовольствий в моей жизни, из-за чего пропадает бодрость, энтузиазм, предвкушение удовольствия. Ну и четвёртый ряд — это причины эмоциональные. Ну какая энергия, если, к примеру, в семье всё плохо? Это же угнетает. У меня это очень сильно связано”.

Психолог: “Хорошо. Давайте, я буду выкладывать карты-причины вокруг карты, обозначающей проблему, а вы будете говорить, что за причину видите в этой карте. Вот эта карта, как вы сказали — про хаос в вашей голове, неорганизованность?”

Я: “Да. В какой-то степени, это главная причина, которая порождает все остальные”.

Психолог: “Положим её сюда. А эта карта про какую причину?”

Я: “Это про сон. Я обязательно должен спать не меньше 8 часов. Иначе потом весь день овощной. Такой у меня организм. Но, несмотря на то, что я это понимаю, я часто дотягиваю до поздна или чем-нибудь увлекаюсь, забываю про сон. И как результат, потом невыспавшийся и бессильный”.

Психолог: “Здесь какая причина?”

Я: “Беспорядочное питание. Как и со сном, я не организован, могу, например, забыть поесть. А потом руки трястись начинают из-за гипогликемии. Если я голоден, я совершенно бессилен становлюсь. Это про отсутствие внимания к приёмам пищи. По идее, нужен распорядок”.

Психолог: “Какую причину видите здесь?”

Я: “Это про комфорт. Но с комфортом у меня сейчас всё нормально. Хорошая квартира, ничего не напрягает. Эту карту надо убрать. У меня сейчас нет проблем с комфортом”.

Психолог: “Убираем её. Тогда следующая карта. Какую причину своей низкой энергии вы видите здесь?”

Я: “Мне нужно делать паузы в течении дня. Аутотренинг, медитация, просто сон минут 15 — буквально перезагружают меня. Сразу и цвет лица другой становится. Но я это делаю нерегулярно. Вечно что-нибудь отвлекает или просто забываю про этот способ восстановиться. Если обобщать, это опять первая карта — неорганизованность”.

Психолог: “Здесь какая причина?”

Я: “Не пользуюсь биодобавками, витаминами. Наверно, надо бы что-то такое начать делать для себя. Я всегда игнорировал этот способ, типо природа сама обо всём позаботится. Жили же как-то наши предки без всего этого. А недавно купил специальный шампунь для мужских волос — он подействовал на здоровье волос просто как магия. По идее витамины тоже должны работать”.

Психолог: “Здесь какая причина?”

Я: “Эту карту, наверно, тоже надо убрать. Со здоровьем у меня всё отлично. За исключением злосчастного синдрома Жильбера проблемы отсутствуют”.

Психолог: “Тогда может добавим сюда карту, обозначающую синдром Жильбера? Это ведь причина”.

Я: “Да, этой карте здесь самое место. Я бы даже сказал, что она главная причина небольшого количества сил у меня”.

Психолог: “Добавляем. Карты, обозначающие телесные причины у нас закончились”.

Я: “Да. Синдром Жильбера, нерегулярный сон, беспорядочное питание, отсутствие кратковременного дневного отдыха, не принимаю витамины и биодобавки”.

Психолог: “Тогда переходим к следующему ряду с причинами, связанными с недостатком удовольствий и радости. Что за причина низкой энергетики на этой карте?”

Я: “Мне очень много удовольствия доставляет какое-нибудь скоростное передвижение, ролики, велосипед, лодка, лыжи — что угодно. Надо бы чаще “гонять”. Для меня это очень простой, но существенный источник радости. Я нечасто им пользуюсь, наверно, потому что я теперь весь такой взрослый дядя, занятой. Времени нет”.

Психолог: “Эта карта?”.

Я: “Это получение новых впечатлений. Не обязательно путешествия. Именно что-то новое, чего я ещё не пробовал, выход из зоны комфорта. Мне это нужно не потому что я вот такой отвязный непоседа — наоборот. Я — костенеющий в своих привычках аддикт, и чтобы незаметно не загнуться в какой-то устоявшейся схеме жизни мне сознательно нужно бросать себя в новые ситуации. Я только недавно это понял, когда после расставания с девушкой чтобы отвлечься начал ходить по клубам, на всякие секции, петь и т.д. Это оказалось правда здорово. Эта карта будет обозначать мою ригидность, нежелание делать что-то новое”.

Психолог: “Какую причину видите здесь?”

Я: “Не хожу на дискотеки, не слушаю живую музыку. Я ведь ещё буги-вуги танцую, это такой позитивный танец. Но я уж и забыл когда в последний раз выбирался послушать рок-н-ролл”.

Психолог: “Эта?”

Я: “Сексуальность. После расставания с девушкой тут у меня полный швах. И что-то делать с этим пока не очень хочется. Вернее и хочется и руки опускаются как подумаешь, что опять тоже самое получится. Опять же, я всё ещё думаю о бывшей. Все мои настройки сейчас отрегулированы на неё. Другие не привлекают. В общем, этот источник радости у меня сейчас не задействован вообще”.

Психолог: “На этой карте какая причина?”

Я: “Отсутствие дружеских тусовок. Нет у меня группы людей, с которой я бы прямо сейчас мог встретиться и как-то вместе развеяться. Близкие друзья все в делах-заботах. Собираемся только на великих праздниках да похоронах. Моя хастловая группа расформировалась уже, фиг кого соберёшь, да и бывшая оттуда — не стоит туда возвращаться. Ребята на секции знают только один вид отдыха — залить в себя пива литров 5. Мне это неинтересно”.

Психолог: “Пошёл третий ряд. С факторами, влияющими на общую эмоциональную удовлетворённость жизнью. На этой карте вы, кажется, увидели работу?”

Я: “Да, с работой у меня всё благополучно. Хотя, есть моменты, которые можно перепоручить другим людям, оставив себе самые важные функции. Я всё никак не научусь делегировать полномочия, стараюсь сделать всё сам. И хоть моя работа мне нравится, это всё же отнимает и время и силы. Да, этот момент можно было бы улучшить”.

Психолог: “Здесь какая причина?”

Я: “Деньги. Наверно, уберём эту карту. Сейчас с деньгами всё хорошо. Я знаю, что проблемы с ними очень сильно влияют на моё состояние, но сейчас проблем с этим нет”.

Психолог: “Эта карта?”

Я: “Это про Ксюшу. Мою бывшую девушку. Сейчас у меня особенно мало сил, потому что я ещё и в депрессии из-за расставания с ней, всей этой ситуации с её беременностью. Я всё ещё полон горя. Она порвала со мной максимально грубым способом из всех возможных. Из-за этого я время от времени ещё и начинаю злиться. На данный момент эта ситуация — сильнее всего лишает меня сил”.

Психолог: “Как эта карта связана с причинами отсутствия энергии?”

Я: “Это про мою семью. В принципе, сейчас у нас всё более менее выправилось. Я тут давеча ругал матушку за магическое мышление и увлечение семинарами нового гуру, но с другой стороны, там она нашла друзей, общение, какой бы бредовой не была потребляемая ею там информация, она ей интересна. Мы ей помогаем с деньгами. Она сейчас хорошо себя чувствует. С братом тоже получше. Младшой всё ещё не нашёл смысла жизни и страдает по этому поводу, но теперь хоть не чудит, а время от времени даже вполне себе здравомыслящий парень. У бабушки диабет. Это беспокоит. В общем, ничего особенного здесь не болит. Оставим эту карту. Здесь есть что улучшить”.

Психолог: “Эта карта?”

Я: “Тут вроде всё хорошо. Я в детстве был очень неуверен в себе, в своей силе противостоять другим людям. Это уже выправилось. Годы тренировок, армия, училище внутренних войск, конфликты, через которые я благополучно прошёл, меня успокоили на этот счёт. Но вообще, эта карта ещё для меня обозначает физическую активность, спорт. Её надо добавить в первый ряд к телесному благополучию. Я из-за разрыва к бывшей бросил тренировки. Мне их не хватает. Я прямо сейчас это почувствовал, как хорошо было бы сейчас поработать телом, продышаться, пропотеть”.

Психолог: “Хорошо. Пусть это будет про физическую активность, которой вам сейчас не хватает. В первый ряд”.

Я: “Да”.

Психолог: “Какую причину своего состояния низкой энергии вы видите в этой карте?”

Я: “Наверно, это про отсутствие у меня длительного отдыха. Отпуска. Я не ахти как устаю от своей работы — она наоборот мне нравится. Казалось бы, зачем отпуск при таком раскладе. Но всё же надо устраивать себе полную перезагрузку. Я помню как на меня подействовал в прошлом году месяц жизни в деревне. Я таким обновлённым себя очень давно не чувствовал. Это нужно повторять”.

Психолог: “И последняя карта. Про какую она причину?”

Я: “Уберём её. Хотя… Это напоминает мне героя Дастина Хоффмана из фильма “Выпускник”, как он сидел в акваланге в бассейне, переживая экзитстенциальный кризис. У меня ведь тоже такое состояние. Как-то всё лишилось смысла. Вернее, смысл есть, если я начинаю об этом думать. Это про отношения с Богом, про смысл жизни. Мне гораздо лучше, когда я чувствую, что всё происходящее со мной зачем-то нужно, что это часть чего-то большого. Я перестал это чувствовать в последнее время со всеми этими треволнениями, но, если подумать из этого состояния, то все мои проблемы такие мелкие. Я слишком всерьёз воспринимаю происходящее, поэтому события моей жизни кажутся мне такими важными. Всё так серьёзно. А на деле ведь всё это несерьёзно. Я — песчинка в этой огромной вселенной. Ничто, что со мной происходит, на самом деле не является важным. Когда думаешь об этом, возникает лёгкость. Я перестал в последнее время смотреть на мир с этой точки зрения. Может поэтому меня и приплющило так. Оставим эту карту”.

Психолог: “Ок. Это была последняя карта. Вот, что у нас получилось в итоге. Как вам такое количество причин вашей проблемы?”

Я: “Я хотел бы немного изменить конфигурацию. Карта про отсутствие дружеских встреч, отсутствие у меня компании должна лежать в нижнем ряду.  Тогда всё логично будет. На мою энергичность влияют мои эмоции связанные с работой, с девушкой, с семьёй, с друзьями, с богом. Ну и паузы для переосмысления всего этого. Вот так нагляднее будет”:

Психолог: “Хорошо. Теперь попробуем поискать причины вашей проблемы в колоде в открытую. Возьмите колоду, пролистайте её и отложите карты, при взгляде на которые у вас в сознании появится ещё какая-нибудь причина небольшого количества энергии у вас сейчас”.

Я прямо сейчас перебираю карты колоды Ох. Материала возникает довольно много, но действительно именно причина попадается только одна:

Я: “У меня всё ещё нет собственной семьи. До разрыва с девушкой мы с ней прожили 3 месяца и в это время у меня не было проблем с энергией, силами. Как-то всё было очень наполнено. Её присутствие, ощущение семьи делало всё очень правильным и осмысленным. Демотивации не было совершенно. Я недавно ехал с таксистом, мы разговорились и я что-то спросил его, бывает ли у него такое, что сил нет, всё надоело. Он ответил, что бывало, лет 5 назад, до свадьбы и рождения детей. Видимо, семья это такая ситуация, которая сама по себе открывает в человеке источники сил. Истинные цели дают нам силы на их достижение. Я, видимо, чутка припозднился с созданием собственной семьи и поэтому появилась демотивация. Эту карту надо в нижний ряд”.

Психолог: “Кладите её туда, где вам кажется она должна быть”.

Я: “Вот так”:

Я: “Нижний ряд. Мою энергию уменьшает неоптимальное положение дел на работе, кризис, связанный с отсутствием собственной семьи, разрыв с последней девушкой, проблемы в семье, отсутствие дружеского общения, слишком серьёзное отношение к моим проблемам из-за того, что я перестал думать о Боге и отсутствие больших пауз в деятельности, когда я мог бы переосмыслить произошедшее со мной до сих пор”.

Психолог: “Как вам такие причины?”

Я: “До сих пор я не думал, что всё так глубоко. Сон, еда, расставание с девушкой и отсутствие удовольствий — всё, что приходило на ум”.

Психолог: “Это ещё не всё. Сейчас вы вслепую извлечёте из колоды пять карт, на которых увидите ещё причины того, что у вас так мало энергии”.

Я выбираю карты, кладу их рубашками к себе.

Психолог: “Переворачивайте первую карту”.

Психолог: “Какую причину своей низкой энергетики вы здесь видите?”

Я: “Наверно, это к недостатку у меня удовольствий. Это какое-то существо летит над Марсом. Я раньше любил читать фантастику. В последнее время читаю только что-то “полезное”. Надо это прекращать и начинать читать интересные мне книги. Это был большой источник удовольствия, которым я сейчас не пользуюсь”.

Психолог: “Какую причину своей слабости, демотивированности вы видите на этой карте?”

Я: “Это тоже про удовольствия, которые отсутствуют в моей жизни. Я здесь вижу игры. Я давно ни во что не играю, а ведь это чуть ли не главный источник радости для тех, кто умеет им пользоваться. Дети постоянно играют. И у них не бывает проблем с энергией”.

Психолог: “Какую причину отсутствия энергии вы видите на этой карте?”

Я: “Это я и мой ребёнок, которым сейчас беременна девушка, которая от меня ушла. Мысли о нём очень меня расстраивают. В последний наш разговор она выпалила, что лучше бы у неё был выкидыш. Скорей всего это значит, что будет мальчик. Она хотела дочку. Про девочку она бы так не сказала. Я безумно сочувствую этому мальчишке. Это безусловно источник печали для меня. Эту карту в нижний ряд, к Ксюше”.

Психолог: “Теперь причина с этой карты?”

Я: “Ну это про работу. Я уже говорил про это. Надо организовать работу, как в муравейнике, чтоб каждый занимался своим делом, был порядок. Тогда мне не надо будет так вникать во всё, и это сэкономит мне силы и энергию”.

Психолог: “Какую причину видите здесь?”

Я: “Не могу ничего придумать”.

Психолог: “Извлеките вслепую ещё одну карту, которая станет вам подсказкой”.

Я достаю из колоды карту:

Я: “Может про квартиру что-то. Бомжам же негде жить. Ключ с дверью подходят. Раньше была у меня проблема со съёмным жильём. Теперь её нет. Нет, не вижу никакой новой причины.

Как видите, пошли повторы и трудности с интерпретацией карт. Просто мы получили весь доступный материал.

Психолог: “Хорошо, пусть так. Посмотрите на конфигурацию карт. Может есть какая-то ещё причина вашего состояния, которая здесь не обозначена?”

Я: “Наверно нет. Ничего больше не могу придумать”.

Психолог: “Значит, ваша проблема с низкой энергетикой на данный момент имеет вот такие причины. Всё, что мы могли, мы нашли”.

Я: “Да, тут есть над чем подумать”.

Психолог: “Сфотографируйте карты, чтобы при желании вы могли вернуться к этому вопросу”.

Конец примера.

Важные моменты

1. Я снова подчеркну, что у состояния отсутствия энергии может быть ещё масса других причин. Мы с помощью карт извлекаем материал из психики клиента. И именно вот так выглядят причины проблемы его глазами.

Вы можете видеть совсем другие причины, но это уже будет ваш материал, а не материал клиента.

2. Повторюсь, “Искренний разговор о причине проблемы” можно проводить и без предварительного выполнения техники “Искренний разговор о проблеме”. Просто сперва выбираете в открытую карту, которая будет символизировать проблему клиента, затем в открытую же просите достать из колоды все карты, при взгляде на которые в сознании возникает понимание какой либо причины проблемы. Группируете. Затем достаёте причины вслепую. Добавляете их к раскладу. Когда материал истощится просите добавить причины, которых ещё нет в раскладе, но клиент знает о них. Подбираете для них карты. Добавляете их в расклад. И всё.

Но всё же в этом случае работа будет менее качественной, так как в ходе предварительного описания проблемы клиент достигает более ясного понимания своей проблемы. Это неминуемо отражается на глубине проработки в последующих техниках.

3. Как я уже говорил вначале, далеко не для всех проблем нужно выяснять причины. Это зависит от запроса клиента. Вы сами увидите, где нужно работать с причинами, а где будет достаточно аспектов проблемы, полученных в ходе “Искреннего разговора о проблеме”.

На этом про причины и диагностику всё.

Мы наконец то переходим к коррекции.

Домашнее задание

В 5 уроке, задавая домашку, я просил вас сфотографировать итоговый расклад после проведения техники “Искренний рассказ о проблеме”. Вспомните проблему, материал о которой вы тогда извлекали. Пожалуйста, снова разложите карты как в той конфигурации и выполните с её помощью технику “Искренний рассказ о причинах проблемы”, которую мы изучили в этом уроке.

И один раз самостоятельно выполните технику “Искренний рассказ о причинах проблемы” без предварительного рассказа о проблеме в технике “Искренний рассказ о проблеме”.

Вы увидите, что в обоих случаях техника хорошо работает, но с предварительным рассказом о проблеме, последующий рассказ о её причинах оказывается существенно глубже.

Ну и финальное испытание, после которого, можете считать, что вы успешно встроили МАК в свою диагностику — проделайте всё тоже самое с другим человеком.

Как обычно, за неимением универсальной колоды вы можете воспользоваться нашим сервисом с колодой Ох: “Метафорические карты онлайн

Резюме урока

Проблема клиента, как и всё в этом мире, появилась вследствии какой-то причины. Самый очевидный способ воздействовать на проблему — воздействие на породившую её причину.

Для получения информации о причинах проблемы клиента можно использовать технику “Искренний разговор о причинах проблемы”.

В идеале, выполнению этой техники должно предшествовать описание самой проблемы клиентом, в ходе которого специалист и сам клиент достигнут более глубокого понимания проблемы.

В этом случае часть метафорических карт, описывающих проблему, уже будут о причинах. Их нужно использовать для создания основы новой конфигурации.

Но можно и без этого.

Просто сразу в открытую просите достать из колоды все карты, при взгляде на которые в сознании возникает понимание какой либо причины проблемы. Затем достаёте причины вслепую. Группируете. Когда материал истощится просите добавить причины, которых ещё нет в раскладе, но клиент знает о них. И всё. Но такая работа несомненно будет менее глубокой.

0
    0
    Корзина
    Ваша корзина пустаВернуться в магазин