Теперь посмотрим практический пример работы в соответствии с универсальной схемой коррекции. Не так расслабленно как это было в 10, 11 уроке, а серьёзно, по-хардкору тюля в тюлю в соответствии с образцовым алгоритмом, разобранном в прошлом уроке.
Эффективность такой работы значительно выше.
Для этого используем случай Аллы, который разбирали в 9 уроке. Там мы остановились на половине, завершив диагностику. Ниже будет тот же текст, но с добавление отрывка про коррекцию. Если хорошо помните тот пример, можете просто промотать до той части, которую не читали.
Пример реальной работы с метафорическими картами. Алла, 27 лет
К этому моменту мы уже проделали “Искренний разговор обо мне” и довольно быстро разобрались с запросом, который привёл её на консультацию. Алла — обычный невротик без психических патологий. Работа с картами её заинтересовала. Она легко её освоила, доверившись психологу и озвучив довольно глубокий материал о себе. Готова работать всеми тремя приёмами. Магического мышления у девушки немного, поэтому можно не напирать на работу в закрытую дабы придать значимость найденным картам. Работа в основном направлена на организацию и стимуляцию её мышления для разрешения собственных проблем. А также создание мотивации для последующего внедрения найденных решений.
Психолог: Есть ещё что-то, с чем хотелось бы поработать?
Алла: Так сразу ничего в голову не приходит.
Психолог: Если хочешь, можем поискать какой-нибудь затык для работы с помощью карт.
Алла: Давайте. А как?
Психолог: Возьми колоду и в открытую полистай её пока не увидишь карту, на которой будет какая-нибудь твоя проблема, что-то, что хотелось бы исправить, какое-нибудь страдание, которое ты сейчас переживаешь.
Алла берёт карты, начинает перебирать их в открытую, но уже на третьей карте останавливается, начинает смеяться.
Алла: Вот так я себя обычно чувствую.
Алла показывает карту:
Психолог: Серьёзно? Почему?
Алла: Из-за работы. У меня сейчас 2 клиента Один новый. Тема мне совершенно неинтересная, а отчёты каждый день надо писать. Не похалтуришь. Да ещё приходится обучать девушку, которую недавно взяли. Там 4-5 часов в день, я работаю из дома. Денег немного, но хватает. Но я всё время откладываю работу. Дела накапливаются. Когда уже совсем невыносимо становится, начинаю что-то делать. Часто ночью, в последний момент. График катастрофически сбился. Работа скучная. Ученица тупит непрерывно. Она с Украины, хорошая девочка, но всего боится, переспрашивает по десять раз. В общем, очень тяжело всё это идёт. Мне всё время хочется отвлечься, что я и делаю в итоге. Задачи опять накапливаются, но я ничего не разгребаю пока не становится совсем уже невыносимо. Тогда, наконец, сажусь и не начинаю фигачить пока не посинению. Заканчиваю под утро, когда нормальные люди просыпаются.
Психолог: Тоесть борешься с самой собой чтобы начать работать, проигрываешь, прокрастинируешь, начинаешь чувствовать вину и стресс из-за незакрытых задач. Потом стресса становится очень много и ты садишься и делаешь эту скучную, бесящую тебя работу в самый последний момент?
Алла: Да! Соответственно устаю и на следующий день опять не могу взяться за обязанности до самой ночи, играю, иногда смотрю аниме, прохожу уроки по 3д моделингу — должна же я хоть когда то радоваться жизни?! И всё повторяется сначала.
Психолог: Это проблема?
Алла: Конечно да!
Психолог: Хочешь попробовать это исправить?
Алла: Да. Эта карта… я теперь всё время себя так чувствую. Уже месяца полтора.
К слову о том как всё может пойти не по плану: в технике “Поиск проблемы” довольно много шагов — поиск проблемы в открытую, закрытую, проверка на актуальность, выбор самой беспокоящей карты. Но всё это может и не понадобиться — клиент уже на третьей карте озвучивает проблему, которая доставляет ему сильнейший дискомфорт. Как правило, если у клиента есть что-то, что его сильно беспокоит, он увидит это с первой попытки вне зависимости от приёма, которым извлекается карта.
Психолог: Хорошо. Займёмся этим. Клади карту на стол. Она будет символом проблемы. Как ты себя чувствуешь, когда думаешь сложившемся положении дел?
Алла: Да вот именно так и чувствую. Как на карте.
Психолог: Серьёзно? Прямо сейчас так себя чувствуешь? Мне кажется на карте то, как ты себя чувствуешь именно дома, в процессе прокрастинации. А как ты чувствуешь себя именно сейчас, когда думаешь об этой проблеме? Это ведь разные чувства, мне кажется.
Алла(задумавшись): Ну да, разные.
Алла берёт колоду без указаний и в открытую ищет карту и довольно быстро находит:
Алла: Вот эта.
Психолог: Почему она?
Алла: Видите, у неё тут такое же выражение лица, как на первой карте. Но получше немного. Всё как будто было хорошо, но она вспомнила про работу и её перекосило.
К слову о том как всё может пойти не по плану: у нас чуть не произошло фиаско. Клиентка чуть не выбрала карту, символизирующую проблему в качестве карты со своим актуальным состоянием. Но не нужно путать разные состояния. В технике “Замер состояния” в этот момент нам нужна была карта именно с состоянием клиентки, возникающим при актуализации проблемы, когда она думает о ней в данную минуту. Клиентка поняла разницу, но так бывает не всегда. Настаивайте на том, чтобы это были разные карты и типовая структура расклада сохранялась. Так вам будет проще ориентироваться в материале клиента. А клиенту будет проще думать о своей проблеме.
Психолог: Да, похожа.
Начинается борьба за то, чтобы клиент начал думать. Как вы помните, первым пунктом там — сместить первые карты расклада в край стола, задав начало, от которого будут выкладываться остальные карты.
Смещаю карты из центра в край, чтобы задать начало расклада:
Психолог: Попробуй теперь рассказать о проблеме также, как мы это делали раньше, с помощью карт. Пролистай колоду и отложи все те, на которых увидишь что-нибудь общее со своей проблемой.
Алла листает колоду.
Психолог: Важны все карты, всё, что ты увидишь о проблеме. Если что-то не хочется говорить, можешь не рассказывать, но карту оставь в раскладе. Главное, что ты сама знаешь о чём она.
Примечание психолога: нужно обязательно уточнять о возможности работы без содержания, особенно на этапе обсуждения, анализа проблемы клиента. Часто как раз самые существенные аспекты проблемы клиенту неудобно проговаривать вслух. Также бывает, что клиенту трудно сформулировать что он видит или чувствует на карте. В этом случае также можно работать без содержания.
Алла отобрала небольшое количество карт, выкладывает первую:
Алла: Это про силу воли, которую я хочу в себе развить, если хочу как то нормально прожить жизнь. Можно, конечно, и без этого, но что это будет? Я имею в виду качество жизни. Невозможно ведь ничего толкового делать, если у тебя нет силы воли, способности преодолевать свою лень. Поэтому я пытаюсь и вот что получается.
Алла кладёт новую карту ниже первой:
Алла: Я превращаюсь в такого вот осла. Какое-то время тащу на себе всё. Мне тяжело. Артур, мой парень, мне совсем не помогает.
Алла кладёт третью карту:
Алла: Устаю и начинаю чувствовать себя вот так.
На столе появляется новая карта:
Алла: Мне кажется, я заболею, если так продолжится долго.
Новая карта добавляется в расклад:
Алла: А эта карта про то, что можно жить и без этих волевых усилий. Делать что хочу — играть, видосики смотреть, ездить на велике. Сдаться, стать безвольным, как студень. Вроде японских хикикомори. Вопрос в том, насколько это будет хорошая жизнь, насколько я сама буду себя уважать за такое положение дел. Пока я по этому пути идти не хочу.
Карты закончились. Расклад на столе в этот момент выглядит так:
Психолог: Это всё?
Алла: Да.
К слову о том как всё может пойти не по плану: как вы заметили, в открытую карт Алла извлекла немного. Полноценного представления о проблеме они не дают. Возможно ей показалось, что устного описания достаточно и не надо повторяться. Но у нас то задача получить подробный расклад, отражающий существующую проблемную ситуацию клиента. Поэтому придётся наверстать дефицит информации в закрытую. Иногда бывает с точностью до наоборот. Клиент в открытую извлекает подробнейший, детальный рассказ, а в закрытую уже не может ничего добавить.
Психолог: Не густо. Тоесть только два варианта? Или ты работаешь за счёт волевых усилий, превращаешься в осла, в конце концов забиваешься в угол и приближаешься к болезни, или полностью сдаёшься?
Алла: Ну, да.
Психолог: Ты же понимаешь, что вариантов гораздо больше.
Алла: Какие например?
Психолог: Как минимум можно остановиться на каком-то среднем варианте без чрезмерных волевых нагрузок, но и без превращения в хикикомори. Какой-нибудь умный вариант, не за счёт только силы воли, а сила, плюс расчёт, плюс немного безделья?
Алла: Да, наверно.
Психолог: Ладно. Давай переложим карты так чтобы в этом было больше логики начиная от нашей главной карты.
Перекладываю карты начиная от карты, символизирующей проблему:
Как вы видите тут мы выделили 2 варианта развития событий — если клиента будет тренировать волю и если сдастся.
Психолог: Теперь давай в закрытую поищем что ты упустила о своей проблеме, что-то, что надо бы сказать.
Я выкладываю колоду на стол веером рубашкой вверх. Алла вынимает одну карту:
Психолог: “Есть здесь что-то общее с твоей проблемой?”
Алла: Нет. Не знаю. Расставание — всё, что приходит в голову. Что-то не могу придумать.
Психолог: Ну, такое бывает. Давай её мне и тяни ещё одну.
Убираем карту, которая не извлекла никакого материала. Алла извлекает и рассматривает новую карту:
Психолог: Есть здесь что-то о твоей проблеме?
Алла: Да. У меня график сейчас ненормальный. Понедельник, вторник — выходной, а я хотела бы субботу, воскресенье, тем более, что по одному клиенту отчёт надо писать в пятницу, а по-другому пять дней в будни. Получается я и в свой выходной полностью расслабиться не могу, мне надо отправлять эти чёртовы отчёты. Девчонка эта тоже пишет когда ни попадя. У меня нет чёткого графика и это ещё больше меня разбалтывает. Вот этот календарь про недельный график, а наручные часы про дневной график. И того и того у меня нет.
Психолог: Ну да, был бы строгий тайминг — было бы, наверно, проще?
Алла: Да! Вот эти часы про это.
Психолог: Понятно. Тяни ещё карту.
Алла: У меня нет своего места. Мы находимся с моим парнем в одной комнате, а мне нужно иногда уединение. Я уже на балкон думаю перебраться. Хочу кушетку купить. Он мешает, ну и вообще тяжело вот так 24 на 7 быть на виду.
Психолог: С проблемой это как связано?
Алла: Я не могу отдыхать нормально, потому что он рядом играет. И работать трудно. Знаете, как то это расхолаживает и отвлекает. Я читала, что работать и отдыхать надо в разных местах — это дисциплинирует. Если, к примеру, решил, что работаешь на балконе, то там уже запрещено чекать вк, переписываться, смотреть что-то. Это помогает бороться с прокрастиницией. А мне негде.
Психолог: Можно же на кухню наверно пойти, балкон опять же.
Алла: Балкон заставлен, на кухне все тусуются периодически. Мы не одни в квартире живём.
Психолог: Понятно. Первая карта про отсутствие временных рамок — графика, а вторая про географические рамки, отсутствие места для работы и отдыха.
Алла: Да.
Психолог: Хорошо. Ещё карту.
Алла кладёт третью карту:
Алла: Это, наверно, про то, что мне не хватает общения. Мы никуда не ходим, друзья остались в Белгороде. Всё время в квартире. А мне это надо. Раньше я общалась с большими группами в играх, но сейчас это неудобно — Артур рядом. Я боюсь что помешаю ему, да и неудобно, там же шутят. Я тоже люблю что-нибудь такое сказануть. Для меня раньше это большое удовольствие было.
Психолог: Вы же вроде уже 4 года вместе, а всё ещё как-то стесняетесь его?
Алла: Неудобно. Это я к слову о том, что места для работы и отдыха нет. И качественного отдыха нет, потому что общения нет. Я не расслабляюсь. Нет качественного отдыха — нет качественной работы.
Психолог: Понял тебя. Тяни ещё.
Алла кладёт новую карту к раскладу:
Алла: Это прям в точку. Я всё время хочу спать — работаю то ночью. Но даже если вовремя ложусь — у Артура такой же дурацкий график, он мне мешает. На следующий день я невыспанная и это ещё одна причина почему я не могу взяться за работу вовремя.
Психолог: Работаю ночью, потому что днём невыспанная, а днём невыспанная, потому что работаю ночью. Круг замкнулся.
Алла: Ага.
Следующая карта:
Алла: Я не могу стартовать. Вот этот момент, когда надо закрыть браузер, включить программу и начать работать для меня самый трудный. По идее надо начать работать, а я всё откладываю и откладываю. Если удаётся начать, дальше всё уже гораздо проще, но вот как раз этого я и не могу.
Психолог: Ещё карту.
Алла тянет следующую карту, начинает смеяться:
Анна: Это про то, что надо убить Артура чтобы он мне не мешал.
Алла берёт ещё несколько карт, но ничего существенного сказать больше не может.
Психолог: Хорошо. Давай подытожу. В общем то у тебя неплохая удалённая работа из дома, позволяющая тебе платить по счетам и занимающая всего 4-5 часов в день. Но скучная и немного подбешавающая из-за необходимости учить новенькую. Но в последнее время в связи с работой ты чувствуешь себя очень плохо Причин такого состояния много. Во-первых сама работа трудная. Ты делаешь её исключительно за счёт волевых усилий. Сама по себе она тебе неинтересна Очень сильно устаёшь У тебя нет удобного графика Нет нормального рабочего места. Отдых твой неполноценен, потому что тебе мешает твой парень Ты всё время хочешь спать И тебе не хватает общения В результате ты всё время откладываешь работу, прокрастинируешь, чувствуешь из-за этого вину и тревогу и только на максимуме этих чувств начинаешь таки работать, затягивая всё до самого последнего момента. Делаешь это ночью, из-за чего устаёшь, не высыпаешься и на следующий день всё повторяется. Я что-нибудь упустил?
Алла: Да, вот эта карта Сила воли. Мне плохо, я не могу организоваться. Если пытаюсь это сделать как-то с помощью силы воли, через некоторое время просто сдаюсь. Ничего не получается. Нужно что-то другое. Мне нравится вот эта карта.
Алла берёт карту:
Алла: Видите, тут часы, календарь. Кажется, что у этого человека всё организовано по-умному, как вы сказали. Есть время для отдыха, есть для работы.
Психолог: Да, хороший вариант. Сейчас мы закончим и займемся им. Посмотри на расклад. Может есть ещё что-то, что бы ты хотела добавить? Уже без карт. От себя.
Алла: Вроде нет. Ничего не могу придумать.
Психолог: Давай подумаем, может расклад можно поменять как-нибудь чтобы тут было больше логики. Не хочешь какие-то карты поменять местами, переложить. К примеру, эти последние 6 карт выглядят как причины, из за которых возникла проблема. А вначале описание самой проблемы. Разложи, пожалуйста карты так, чтобы получится рассказ о твоей проблеме.
Алла начинает двигать карты.
Алла: Наверно правильнее было бы вот так их расположить. Вот моя проблема. Она возникает потому что я пытаюсь работать за счёт силы воли, тащу работу как этот осёл, но у меня нет графика, нормального рабочего места, я не высыпаюсь, общения недостаточно. Из-за этого всего я прокрастинирую, тяну время, не могу начать вовремя. Да ещё Артур мне мешает. Ученица отнимает слишком много времени и в моё личное время. В итоге я начинаю чувствовать себя загнаной в угол и так скоро попаду в больницу.
Теперь расклад выглядит вот так:
Психолог: Да, хорошо. Мне кажется мы разобрались. А тебе как?
Алла(смеётся): Скучновато, но да, разложили по полочкам.
Психолог: К чему в связи с этим всем тебе хотелось бы прийти? Что хочешь сделать с этим?
Алла: Хочу перестать себя так чувствовать. Чтоб было более организованно поработала — отдохнула. Отдых полноценный, без тревоги, чувства вины, мыслей о работе, общения с новенькой и отчётами. И работа тоже полноценно, вовремя, по-графику, без переработок, отвлечений и желания спать. Вот как здесь.
Алла указывает на карту:
Психолог: Значит твоя цель — наладить режим работы/отдыха, чтобы чувствовать себя хорошо.
Алла: Да.
Психолог: Понял. Ты показывала вначале, что есть только два варианта. Либо давить с помощью силы воли, либо сдаться. Теперь у нас есть третий вариант — вот эта карта с человеком, который сделал всё по-умному, у него есть чёткий график, которого он придерживается. Сила воли плюс расчёт.
Алла: Хочу также.
Психолог: Тогда это будет карта, которая станет обозначать для тебя твою цель. То, к чему мы должны прийти в конце консультации. Согласна?
Алла берт карту, смотрит на неё.
Алла: Да.
Я беру карту и кладу её в крайнее левое положение. Это карта-цель, к которая будет означать для клиента желаемое для него положение вещей. Расклад становится такой:
Психолог: Нам надо найти карту на это пустое место взамен выбывшей. Найди в открытую карту, на которой увидишь то, как у тебя обстоят дела с распределением времени прямо сейчас.
После некоторого поиска Алла кладёт на место выбывшей карт следующую:
Алла: Вот так у меня сейчас со временем. Вместо того чтобы работать, я иду кофе завариваю, или в холодильник лезу. Самое глупое — когда просто глоток воды сделать. Вот надо бы начинать и я чувствую, что сейчас прям умру без воды, всё пересохло. Тоесть нет никакого разумного управления временем с моей стороны.
Психолог: Хорошо. Вроде бы разобрались.
К слову о том как всё может пойти не по плану: тут практически произошло тоже самое, что и с картой, обозначающей проблему. Одна из карт-аспектов проблемы, обозначавшая неразумное распределение клиенткой времени вдруг понадобилась нам в качестве карты-цели. Можно было бы оставить её на месте, но лучше уж придерживаться хотя бы минимального порядка на столе иначе вы сами запутаетесь. Бывают клиенты, с которыми начинаем происходить просто вакханалия. Одна и та же карта нужна им везде или обозначает что-то, что невозможно объяснить, или вдруг оказывается, что всё надо срочно переложить. Старайтесь придерживаться схемы работы. Карта-проблема на своём месте. Карта-состояние в проблеме на своём. Карты-аспекты ниже или напротив. Карта-цель чуть в отдалении напротив этого всего. В разумных, конечно, пределах. Всё это вдоль оси времени. С опытом это перестанет быть необходимым, но по началу, лучше придерживаться порядка. Опять же, клиента это тоже дисциплинирует, ясная структура расклада позволяет легко запоминать значения карт на столе.
Психолог: Представь, что ты достигла этой цели. Как себя будешь чувствовать?
Алла: Хорошо. Я буду собой очень довольна.
Психолог: Найди, пожалуйста карту, на которой будет похожее чувство.
Алла быстро находит карту:
Алла: Урра! победа! У меня получилось! Вот как я буду себя чувствовать.
Карта добавляется в расклад:
Психолог: Тогда займёмся этим. Посмотри на карту с сеятелем. Что хотелось бы сделать с этой ситуацией чтобы достичь цели?
Алла: Да ничего. Сила воли нужна. Скорее нужно что-то сделать с картой осла. Я не должна всё тянуть так, как это было до сих пор. Как вы сказали, нужно использовать силу воли и ум. Вот как на этой карте.
Алла указывает на карту-цель.
Психолог. Ох. Тогда эти две карты трогать не будем. Что хотелось бы сделать с этой ситуацией.
Я показываю на карту с графином и стаканом.
Алла: Нужно составить график и постараться его придерживаться. Недельный график и график дня.
Психолог: Найди в открытую карту для этого решения.
Алла: Вот она:
Алла: Видите, тут линейка, график. Надо всё рассчитать по-умному.
Карта-решение кладётся поверх карты-аспекта-проблемы. Какое-то время мы очень подробно обсуждаем каким должен быть этот график. Когда время распределено, я указываю на следующую карту с кабинетом.
Психолог: Что будешь делать с этой ситуацией:
Алла: Работать нужно на балконе. Прибраться там. Придётся какое-нибудь кресло купить или стул удобный. Надо уходить из комнаты с Артуром на время работы. Иначе он меня отвлекает всё время.
Психолог: Найди карту для этого действия.
Алла: Вот она:
Психолог: Посмотри на следующую карту. Ты тут видела что не высыпаешься. Тут какое решение?
Алла: Эта ситуация разрешится, если я буду придерживаться графика, который составлю. Про это уже есть карта.
Алла перемещает карту с кроватью, под карту с линейкой.
Алла: Вот так:
Психолог: Какое решение найдём для следующей ситуации?
Алла: Мне бы помогло, если бы я работала с кем-то или училась. Тогда пришлось бы придерживаться графика, потому что все другие придерживаются. Но в моём положении это невозможно. Я ведь дома работаю. Нужна мотивация от других людей. В принципе, я знаю к кому обратиться. В сети проводят марафоны по моей профессии. Там разбивают людей на группы и в дальнейшем вы действуете вместе. Делитесь успехами, отчитываетесь каждый день. Можно вписаться в такой марафон. Это мне поможет.
Психолог: Найди карту для этого решения.
Алла листает колоду и накрывает карту проблему двумя картами-решениями.
Алла: Эти обе подходят:
Психолог: Ок. Тогда на данный момент три решения есть — составить выполнимый график работы и отдыха, постараться его придерживаться, найти уединённое место для работы чтоб не отвлекаться на парня, вписаться в марафон по профессии. Теперь следующая карта. Про трудность начать. Какое решение здесь видишь?
Алла: Не знаю. Это самое трудное. Чего мы тут с вами не нарешали, я могу прийти домой и просто не буду ничего делать.
Психолог: Понятно, чувства готовности начать нет.
Алла: Нет.
Психолог: А если, к примеру, поспорить с кем-то, что начнёшь. Можно придумать себе наказание для тех случаев, когда не следуешь графику. Например, лишение сладкого.
Алла: Вряд ли я буду себя наказывать. Спорить тоже не буду. От этого наоборот протест возникает.
Психолог: Тогда возьми колоду, полистай. Может на какой-нибудь карте ты увидишь намёк, как тебе быть в этой ситуации.
Алла берёт колоду, перебирает карты. Несколько карт внимательно разглядывает. выкладывает на стол карту:
Алла: Надо подождать. Я сама созрею и пойму когда мне начать. Пока похожу, подумаю, наберусь решимости и начну следовать графику.
Психолог: Ты так говоришь, будто Эверест штурмовать собираешься.
Алла: Начать труднее всего.
Психолог: Может тебя пугает грандиозность задачи, что надо прям взять и начать всё делать идеально. Давай ты просто попробуешь например неделю пожить в таком режиме?
Алла(внезапно просияв): Три дня. Мне нравится срок — три дня. На это легко решиться.
Психолог: Хорошо. Пусть будет три дня. Начнёшь как почувствуешь себя готовой. Что будем делать со следующей ситуаций, с людьми, которые тебе мешают.
Алла: Перемещение на балкон частично решит эту проблему. Надо будет поговорить с Артуром, что в часы работы я недоступна. Отвлекать меня — табу. И с ученицей договориться, что все её вопросы — в строго отведённое время.
Психолог: Хороший план. Найди для него карту.
Алла ищет и кладёт карту на стол:
Алла: Огорожу себя колючей проволокой.
Психолог: Расскажи теперь сама какие решения найдены. Проверим всё ли ты помнишь.
На самом деле провоцируя клиента раз за разом повторять какие карты что значат в раскладе, вы дополнительно стимулируете его думать над проблемой.
Алла: Надо составить чёткий график работы и отдыха. Если я буду его придерживаться, решится проблема с невысыпанием, чувством вины и стрессом. Надо расчистить балкон, там будет моё рабочее место. Если впишусь в марафон, получу дополнительную мотивацию работать. Также надо договориться с Артуром и ученицей чтоб не мешали. Ну и начать всё это делать как почувствую себя готовой. Постараюсь продержаться хотя бы три дня для начал.
Психолог: Шикос. Осталось превратить всё это в конкретный план начиная с того момента, как ты переступишь порог моего кабинета в обратном направлении. Шаг один, шаг два.
Алла(смеясь): Совсем мне выбора не хотите оставить. Ну давайте.
Психолг: Вот эти две карты с больным и забившемся в угол людьми наверно здесь уже не к месту. У нас же уже куча решений, которые ведут вас к цели.
Алла: Давайте их обратно уберём, где они вначале были.
Психолог: Карты решения в каком порядке разместим, чтоб получился план от первого действия к последнему?
Алла(перекладывает карты): Сперва составить график. Как приду домой, поговорю с Артуром и ученицей, согласую всё с начальством. Потом рабочее место. Артур поможет расчистить балкон. Попрошу отца привезти кресло туда. У нас на даче есть удобное. У меня иногда поясница болит от сидения. Потом поищу подходящий марафон, начну опять играть в группе, ну и немного подожду, когда силы накопятся для старта. И постараюсь сделать всё 3 дня идеально.
Новый расклад выглядит вот так:
Психолог: На мой вкус звучит очень выполнимо.
Алла: Три дня, думаю, даже я справлюсь.
Психолог: А там может понравится. Теперь давай подумаем, какие могут появиться препятствия. Что может помешать осуществлению плана? Есть какие-нибудь мысли на этот счёт.
Алла: Даже не знаю. Выглядит действительно осуществимо. Что может помешать?
Психолог: Поищем пару подсказок. Пролистай колоду и найди карты, на которых ты увидишь препятствия, которые могут возникнуть.
Алла листает колоду, останавливается на одной карте:
Алла: Свобода. Это главная опасность, что я не стану ничего делать. Типо не захочу напрягаться чтобы ничто не мешало моей свободе.
Психолог: Это серьёзная опасность?
Алла: Да. Я обычно сопротивляюсь, когда кто-то пытается меня на что-то подвинуть, смотивировать. Какой-то протест возникает и я вместо того чтобы собраться, наоборот разваливаюсь.
Психолог: Знаешь что с этим делать, чтобы всё-таки добиться цели?
Алла: Я вроде бы пока не чувствую от вас давления, поэтому, наверно, желания сабатировать не возникает.
Психолог: Но это не точно, да?
Алла(смеётся): Может быть.
Психолог: Поищи в открытую что поможет тебе справиться с этой ситуацией, если вдруг ты решишь расслабиться и ничего не делать.
После поиска Алла останавливается на двух картах:
Алла: Думаю, надо всё-таки напрячься, как эти руки, скручивающие канат, а то окажусь здесь. Я бы этого не хотела.
Алла показывает на одну из первых карт с тупиком и надписью “Конец”.
Алла: Тем более, что я уже не хочу себя так чувствовать, как эта несчастная голова. И ещё мне бы помогла поддержка. Чтобы кто-то мягко меня ободрял и поддерживал. У меня есть подруга, которая может помочь. Я напишу ей.
Карты кладутся в расклад.
Психолог: Это всё?
Алла: Больше ничего не нашла.
Психолог: А если найду?)) Тяни карту вслепую. На ней будет какой-то намёк на то препятствие, которое может возникнуть на пути к цели.
Алла берёт новую карту не глядя, переворачивает:
Алла(долго подбирает слова): Я боюсь, что могу закопаться. Я ведь перфекционистка. У меня есть такое, что я залипаю на задаче и шлифую, переделываю по сто раз. Соответственно, другие дела в это время стоят. Из-за этого бывало, что я даже вовремя начинаю работать, но уходит у меня на это весь день, а не 5 часов, как должно. И я так себя так ухайдакиваю, что на следующий работать совершенно невозможно, хочу отдохнуть и снова всё затягиваю до ночи. В результате всё смещается. Это ещё одна причина моей проблемы.
Психолог: Как можно от этой ситуации защититься?
Алла: Наверно, внимательнее быть. Когда такое происходит, прерывать себя.
Психолог: Поищи в открытую карту для этого решения.
Алла извлекает из колоды две карты, накрывает ими карту с препятствием:
Алла: Первая карта про прерывание себя, когда мой перфекционизм начинает затягивать работу. А вторая… трудно сформулировать.
Психолог: Это правда поможет?
Алла: Да.
Карты добавляются к раскладу:
Алла ещё 2 раза вслепую тянет карты, но больше никаких препятствий на них не видит.
Психолог: Значит всё. Препятствия закончились.
Алла: Фух.
Психолог: Теперь займемся поиском того, что наоборот поможет следовать плану и достичь цели.
Алла: Жесть. Я никогда в жизни ни об одной проблеме так подробно не думала.
Психолог: Уже недолго осталось. Может ты сама знаешь что бы могло тебе помочь?
Алла: Мне кажется, тут уже всё, что могло быть.
Психолог: Тогда полистай колоду в открытую. Может всё-таки увидишь там что-то, что может тебе помочь достичь цели.
Алла быстро пролистывает и находит одну карту:
Алла: Это всё надо обязательно записать чтобы ничего не забыть.
Психолог: В конце сфотографируешь расклад.
Алла: Договорились.
Психолог: Клади карту куда-нибудь отдельно, желательно напротив карт-препятствий:
Психолог: Теперь поищем вслепую. Извлеки наугад карту. На ней будет какой-то намёк на то, что могло бы помочь.
Анна тянет случайную карту из колоды:
Психолог: Что из того, что может помочь тебе достичь цели, ты здесь видишь?
Анна: Волосы надо покрасить. Мыть голову каждый день. Следить за собой. У меня больше энергии для деятельности когда я чувствую себя красивой, ухоженной. Это очень ободряет. Из-за всей этой ситуации я как то себя запустила. Сижу дома как сыч и потихоньку деградирую.
Психолог: Ещё карту.
Алла: Можно радовать себя какими-нибудь вкусняшками в конце рабочего дня, если буду справляться. Я люблю сладкое.
Психолог: Ещё карту.
Алла(долго рассматривает карту): Не могу ничего придумать. Хорошо бы шёл дождь. У меня хорошее настроение в плохую погоду. Что-то такое.
Само собой, эта карта в расклад не добавляется. Клиент начинает испытывать проблемы с извлечением материала. Алла берёт ещё несколько карт, но больше ничего придумать не может.
Психолог: Это нормально. Значит материал закончился. Итоговый расклад выглядит вот так:
Психолог: Как тебе такой план?
Алла: Очень подробный.
Психолог: Посмотри теперь на карту, обозначающую проблему в целом. Как теперь себя чувствуешь, когда о ней думаешь?
Алла: Немного иначе. Не так, как эта рысь. Я всё ещё не уверена, но какая-то надежда теперь есть.
Психолог: Поищи, пожалуйста карту с этим чувством в колоде в открытую.
Алла листает колоду, думает и кладёт на стол новую карту:
Алла: Вот как-то так.
Психолог: Что общего у твоего состояния сейчас и этой карты.
Алла: Сложно объяснить. Как то цельно внутри что ли. Я теперь знаю что делать, не растеряна.
Психолог: Увереннее?
Алла: Гораздо. Совсем не как эта рысь.
Психолог: Сфотографируй расклад чтобы дома была возможность всё вспомнить и ещё раз подумать.
На этом работа по универсальной схеме коррекции окончена. Дальше с Аллой была проделана ещё одна техника для укрепления её мотивации достигнуть изменений, но это уже тема для одного из следующих уроков.
Примечание: в данном случае не была проведена работа на поиск вторичной выгоды от существования проблемы, хотя этот пункт есть в универсальной схеме. Я пропустил его потому что по изменению состояния Аллы в контексте-проблемы стало видно, что она будет придерживаться плана и внедрять в жизнь найденные решения. Если этого не происходит, клиент мямлит, что как то не уверен, чувства готовности нет, значит либо работа была проведена некачественно, либо клиент банально не хочет решения проблемы, её существование мем то ему выгодно. В этом случае стоит попросить клиента извлечь из колоды карту, на которой он увидит чем существование проблемы ему выгодно. Как правило, эта мысль для клиента нова. Готового ответа у него нет, поэтому искать карту прямым означиванием нет смысла. Карта ищется в открытую или закрытую. В моей практике лучше работает “в закрытую”. Пока клиент пытается связать запрос с картой у него банально есть время чтобы как следует подумать над новой мыслью. Если вторичная выгода найдена, работа окончена. Дайте клиенту “побыть” с мыслью, что он фактически занимается самосаботажем. Осознание этого само собой терапевтично.
Домашнее задание
Выберите 1 свою проблему и попробуйте решить её в соответствии с универсальной схемой коррекции.
Если у вас есть подопытный, повторите экзекуцию с ним. Нужно пройти некоторое количество разборов чтобы наткнуться на большую часть типовых ситуаций, когда консультация идёт не по плану и, соответственно, выработать для них меры противодействия. Обычно разбора 5-10 запросов хватает чтобы начать делать это уверенно.
Резюме урока
Новых знаний в уроке представлено не было, поэтому резюмировать особенно нечего.