Запрос
Дело в том, что получение “ценного” для консультанта материала из психики с помощью метафорических карт требует наличия трёх компонентов:
- Случайная карта.
- Человек с 5-тью навыками для каждого способа извлечь материал.
- Запрос.
Новый элемент, о котором я ещё не говорил, это запрос.
Запрос — это чёткий, лаконичный вопрос, который формулируется перед началом работы, ответ на который вы хотите получить в сознании при помощи метафорической карты.
Ни у вас, ни у меня в моём примере с картой клоуна запроса не было.
Напомню, что в моём примере игры “Искренний разговор обо мне” запрос звучал так: “Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?” Поэтому ответы оказались такими конкретными и ценными.
Чтобы убедиться как наличие запроса меняет дело, повторим предыдущее упражнение, но теперь заранее сформулируем запрос. Например используем стандартный запрос из техники-игры “Искренний разговор обо мне”:
“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”
Ответ возникаем мгновенно: я иногда веду себя как клоун в компаниях. Да не иногда, а постоянно такая фигня. Вдруг делаюсь таким весёлым, всех смешу. Да шутки и проказы из меня просто фонтаном бьют. А всё дело в том, что я смущён. Каждый раз, когда вокруг есть другие малознакомые люди мне делается как-то тревожно и неловко. Вот это напряжение я и пытаюсь разрядить всех смеша. Просто быть спокойным, быть самим собой с другими людьми я не могу.
Это ещё одна особенность извлечения материала если есть чётко сформулированный запрос — ответ появляется очень быстро, и это не пять ответов по одному на каждый способ, а один конкретный ответ на конкретный запрос.
У меня сперва возникло восприятие клоуна на арене, а потом возникла метафора — так я же тоже порой клоунствую!
Этот материал ценен?
Конечно да! Старательный психолог может полгода семью кормить за счёт такого клиента!
Теперь вы:
“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”
Ответ:…
Согласитесь, новый материал оказался более “заряжен”. Тут уже есть с чем поработать.
Именно наличие запроса делает возникающий материал ценным, уточняет что конкретно останется в сознании из всей массы возможных ассоциаций, проекций, восприятий и т.д., которые потенциально могут возникнуть при взгляде на конкретную метафорическую карту. Если есть запрос, в нашем сознании возникает не 5, а только один фрагмент материала, и он на самом деле важен.
Тут настало время поговорить про означивание.
Означивание
Как только метафорическая карта и запрос извлекли в наше сознание материал, в мозгу возникает новая ассоциативная связь и предъявление карты начинает вызывать в сознание тот же кусок материала уже минуя восприятия, метафоры и прочее, а напрямую.
Это сцепление визуального стимула и его нового восприятия происходит каждый раз, стоит только карте и запросу вытолкнуть в сознание новый материал.
Посмотрите, пожалуйста, на эту метафорическую карту:
Что возникает в сознании?
Возможно, это что-то из вашей жизни, о чём вы уже думали. Это карта из первого урока, именно с ней вы в первый раз пытались извлечь из себя материал в упражнении на отработку техники “Искренний разговор обо мне”.
Этот кусок материала тогда возник в вашем сознании и стал новым восприятием этой метафорической карты. Хотя прошло уже достаточно времени, но это восприятие возникает снова.
Повторю как происходит означивание:
Вы смотрите на метафорическую карту, думаете о запросе и каскад хаотичных метафор, восприятий, идентификаций выталкивает в ваше сознание кусок материала. Сразу возникает новая ассоциативная связь между картой и материалом. С этого момента, восприятие карты меняется. Взгляд на неё вызывает в сознание именно это новое значение.
Означивание — это ассоциативное сцепление карты и материала, который был извлечён ею и соответствующим запросом.
Это влечёт некоторое неудобство, потому что к примеру мне уже труднее работать с колодой Ох. Большинство карт в ней уже означились с какими либо обстоятельствами, объектами или идеями из моей картины мира, соответственно, раз за разом снова извлекают именно их, а новый материал появляется менее свободно, чем поначалу. Например здесь я вижу свою квартиру и вспоминаю о квартплате:
А здесь вижу человека и якобы окружающие его невещественные тела, ауру:
Единственный способ для меня получить какой-то другой материал с помощью этих метафорических карт, это изменить запрос. А с запросом “Что-нибудь о вашей жизни” в сознание будет раз за разом выскакивать один и тот же материал. Иногда это напрягает, потому что ну я уже раз 300 говорил своим клиентам на этапе знакомства, что вижу здесь свою миссию:
Приходится брать другие колоды чтобы и мне было интересно делать с клиентом технику “Искренний разговор обо мне”.
Сцепление, возникающее между метафорической картой и материалом в ходе означивания, очень сильное, но кроме вышеописанного недостатка в этом есть и несомненные достоинства, о которых мы ещё поговорим.
На этом закончим с означиванием и вернёмся к обсуждению запроса.
Вообще, вы должны были удивиться, потому что из факта существования запроса следует, что при помощи метафорических карт можно рассказать не только о своей жизни как в технике “Искренний разговор обо мне”, но и вообще о чём угодно. Запросы то могут быть разные.
Это действительно так. Техника “Искренний разговор обо мне” является лишь частным случаем техники “Искренний разговор о чём угодно”. Ею то мы сейчас и займёмся.
Описание техники “Искренний разговор о чём угодно”
Цель техники: при возникновении необходимости получить от клиента рассказ о чём угодно. Способ добиться ясного понимания о рассказываемом у самого клиента.
Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх. Затем попросить клиента по очереди переворачивать метафорические карты и откровенно рассказывать, какие мысли по интересующей теме приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.
Пример выполнения техники: Представьте себе, что я пришёл к вам на приём, мы только что проделали “Искренний разговор обо мне”, и я научился извлекать из себя материал. Теперь вам почему-то понадобилось, чтобы я рассказал вам о моём младшем брате. Вы кладёте передо мной 5 метафорических карт и просите: “Переворачивайте первую карту и расскажите мне, есть ли на ней что-то общее с вашим братом. На что в вашем брате указывает эта карта?”.
Думаю, это про его проблемы с кожей. Ему 19 и сейчас, как раз время романтических увлечений, выхода в большой мир, очень много общения и эта проблема очень ему мешает. Ему стыдно и он сидит дома, ограничивает свои контакты, становится социофобом, хотя я знаю, что по натуре он то как раз полная противоположность, его очень тянет к людям. Более того, происходит такая постепенная его эмиграция из реальности в компьютер и интернет. Я вижу, что он несчастен. Другие люди, живое общение очень ему нужны.
Он страдает из-за того, что ему не хватает общения, нет девушки, он мало куда ходит, друзья какие-то никакие и видно, что эта ситуация вводит его в такое невротическое состояние, в котором он становится неадекватен. Он очень обидчив, вспыльчив, озлоблен, категоричен — весь подростковый набор, только изрядно затянувшийся по времени и это из временного невроза уже превращается в что-то большее, начало формировать его личность. И это такая змеиная личность. Очень мало сочувствия, всё делается по-своему, наши интересы полностью игнорируются. Его становится всё труднее любить.
Это, наверно, про его план поехать на Алтай и жить в лесу, духовно развиваться и всё такое. Типо хочет стать отшельником, проверить себя. Он полон гнева на мир, за то, что тот его якобы отвергает. А когда ты зол, ты начинаешь спрашивать себя сильный ли ты, иначе злиться небезопасно. Вот эту силу свою он хочет проверить в лесу. Подростковая шизофрения. Удержать его совершенно невозможно. Он уже собирает необходимые ему вещи: рюкзак, палатка… Скорей всего по весне поедет.
Он отрезает себя от нас. Я надеюсь, это со временем пройдёт и он не успеет сделать ничего непоправимого, но в данный момент он — источник боли для всей семьи. Все за него переживают и мучаются от бессилия что-то изменить.
Его поведение ухудшает самочувствие мамы. Она итак всегда на грани нормы и патологии и то, что он делает, сдвигает её к состояниям страдания, делает ещё более нервной и несчастной, чем обычно.
Конец техники.
Вот так это и происходит. Ничего сложного. Также я могу рассказать о просмотренном сериале, моих хобби, женщинах, работе — о чём угодно, что есть в моей психике.
Пока клиент рассказывает о чём-то таким образом, у него у самого проходит туман в голове и он начинает больше понимать в интересующей его теме. Это незаменимая техника с клиентами, запрос которых звучит как: “Хочу разобраться в…”, “Хочу больше ясности с…” и т.д. Как правило, в ходе такого рассказывания клиент в какой-то момент сам бьёт себя по лбу и начинает удивлённо повторять: “Всё понятно! Теперь всё понятно. Всё ж ясно, как день!”
Но на практике эта техника чаще всего используется консультантами для извлечения из клиента рассказа о проблеме, с которой он пришёл. Она имеет несколько особенностей, поэтому я выделяю её в отдельную технику под названием “Искренний рассказ о проблеме”.
Описание техники “Искренний разговор о проблеме”
Цель техники: узнать о проблеме клиента. Добиться её более ясного понимания у самого клиента. Подтолкнуть его к началу переосмысления проблемы.
Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх. Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его проблемной ситуации приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.
Пример выполнения техники: Представьте себе, что я пришёл к вам на приём, мы только что проделали “Искренний разговор обо мне”, я научился извлекать из себя материал. Проблема, с которой я к вам пришёл, такая: “Я уже 2 года занимаюсь хастлом и всё ещё недоволен своим навыком. При этом танцевать мне надоело, но бросать жалко”. Вы кладёте передо мной 5 карт и просите: “Переворачивайте первую карту и расскажите мне, есть ли на ней что-то общее с вашей проблемой с хастлом. На что в вашей проблеме указывает эта карта?”.
Трясина. Какая-то трясина. Вот, во что превратились мои занятия хастлом. Действительно хорошо это делать у меня не получается, надо больше тренировок, усилий, а возможностей таких нет. В итоге я занимаюсь по чуть чуть, особого удовольствия не получаю, потому что получается так себе, а бросить жалко. Самооценка падает. Два года как никак потрачено.
Тут явно чему-то очень дисциплинированно учатся. Есть такие ребята у нас в клубе — всё у них прям чётко так от задачи к задаче, и в голове всё так ясно и понятно. Я так не умею — отвлекаюсь всё время, вечно у меня какие-то ещё дела, ни времени ни сил не хватает чтобы отшлифовать своё умение и сам процесс занятий до такого спокойного и собранного состояния.
Это явно танцевальный фестиваль на Волге. Я туда ездил с девушкой, там мы как раз расстались. Она тоже танцевала. Наверняка и сейчас ходит в клуб. Не хотелось бы её там встретить. Наверняка будет с каким-нибудь новым ухажором, а я очень плохо на такие ситуации реагирую. Из-за этого и тренера и знакомых не хочется встречать — не хочется всех этих вопросов почему не сложилось, что произошло и прочее.
Это, наверно, о том, что я на дискотеки не хожу. Вообще именно это было изначальной целью моих занятий — получить такой источник радости, который можно использовать в любой день чтобы бороться с хандрой и стрессом. Но я так и не стал активно его использовать, потому что танцую недостаточно хорошо. С другой стороны, не танцуя — я как раз и не развиваю свои навыки. Может быть надо всё-таки начать, и плевать, что будет получаться неидеально — постепенно начнутся улучшения.
А это, наверно, то, к чему хотелось бы прийти. Я дома, спокоен, благополучен, время от времени хожу танцую. Знаю, что делаю это хорошо, абсолютно уверен в своём навыке и пользуюсь им по мере надобности для снятия стресса и получения радости.
Конец.
Вот, собственно и вся техника. Если бы я рассказывал о своей проблеме без метафорических карт, это было бы совсем иначе. Часто уже на этом этапе клиенты смотрят на карты и говорят, что консультация в принципе уже и не нужна, потому что, в ходе своего рассказа они уже поняли, что им нужно делать со своей проблемой. В частности я скорей всего поменяю клуб, чтобы не встречаться с бывшей. Форсировать не буду, стану больше ходить на дискотеки, так как именно это было моей целью изначально, а вовсе не совершенство танцевания. Вон Болдырев как раз на дискотеках и начал зажигать.
Обычно после “Искреннего разговора обо мне” я спрашиваю клиента, что его привело(выясняю его проблему, пожелание). Он в общих чертах поясняет, а затем я прошу его рассказать о проблеме повторно, но уже с помощью карт и конкретно техники “Искренний разговор о проблеме”.
Примерно треть клиентов уже в процессе выполнения техники понимают, что им делать и оставшуюся часть сессии я просто закрепляю этот результат.
А теперь давайте попрактикуемся.
Упражнение на отработку техники “Искренний разговор о проблеме”
Наверняка у вас сейчас есть какая-то проблема, какой-то жизненный затык. Я хочу чтобы вы рассказали мне о ней с помощью этой техники.
Определитесь с тем, о чём будете говорить. Это ваш запрос.
Сделали?
Я достану вам 5 метафорических карт. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”
Я буду писать о своей проблеме — я себя плохо чувствую после недавнего расставания с девушкой. Сил, радости нет совершенно.
Первая метафорическая карта:
Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.
Ваш вариант:…
Мой вариант: Я не так давно расстался с девушкой-змеёй. Она не тёплая, не привязчивая, не эмпатичная. Душевно мне с ней было холодно. Ну расстались и расстались, но она забеременела. И сейчас я ничего не знаю о ребёнке. Она обрубила все наши контакты. Объяснить ей, что так нельзя, что я переживаю за них обоих, что мучаюсь — невозможно.
Вторая метафорическая карта:
“На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”
Ваш вариант:…
Мой вариант: именно так я себя и чувствую — тоскливый какой-то железнодорожный мост, всё чёрное, прокопчёное, постоянная печаль. Но время от времени я прорываюсь из этого состояния туда, где радуга, мне становится хорошо, когда я общаюсь с друзьями, делаю что-то по работе, смотрю любимое кино, на тренировках. Но потом снова собираются тучи и заслоняют радугу — я вновь в каком-то тусклом, неуютном, печальном месте, вроде огромной железнодорожной развязки.
Третья метафорическая карта:
“На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”
Ваш вариант:…
Мой вариант: она технарь, экстраверт — вся такая снаружи, полностью лишена саморефлексии, совершенно не понимает эмоций и не способна ими управлять. Инженер-электротехник. А у меня наоборот. Даже помирившись мы, наверно, не найдём общего языка, хотя ради ребёнка я бы очень старался. Но она стараться точно не будет. Как то так вышло, что я совершенно не представляю для неё никакой ценности. У неё совершенно другие интересы, ценности, всё другое. Как будто с разных планет. Я вообще ничего не могу сделать чтобы как-то восстановить отношения — всё оказывается не в кассу, ей ничего не нравится.
Четвёртая метафорическая карта:
“На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”
Ваш вариант:…
Мой вариант: я всё ещё пытаюсь её спасать, лезу такой отважный в её душу с фонарём типо “смотри, сколько здесь гнева и ненависти — это же неправильно. Тебе так хорошо будет без этого”. А она просто змея. Для неё это нормально. Ненависть к бывшим — это для неё стандартный итог отношений. Не всем нужно тёплое отношение. Некоторые гниют от тепла. Мне нужно смириться с тем, что иначе не будет. По доброй воле общаться с ребёнком она мне не даст.
Пятая метафорическая карта:
“На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”
Ваш вариант:…
Мой вариант: там вокруг неё другие люди сейчас. Она активно ищет другого папу моему малышу. Уже с животом… “Когда я не в отношениях, я блядь” — это её слова. Мне лезть туда не стоит, а то я человек вспыльчивый, эмоциональный — могу наделать дел так что небесам станет жарко. И себе и в конечном счёте малышу наврежу. Надо обождать пока страсти улягутся, а там может удастся спасти хоть что-то.
Ну как, у вас получилось?
С помощью метафорических карт можно рассказать(извлечь материал) о чём угодно. И этот рассказ будет значительно отличаться от того, что человек сообщил бы вам без карт. Более того, такое рассказывание обязательно сопровождается инсайтами, озарениями.
Говоря о чём то своими словами, клиент делает это привычным способом так, как уже сотни раз формулировал это в своих мыслях, в разговорах с другими людьми. В этих словах для него уже давно нет ничего нового. Метафорическая карта с помощью ассоциаций, проекций и восприятий вызывает в его сознание новые, неожиданные обстоятельства, относительно рассказываемого. Ему приходится встраивать этот материал в свой рассказ, и в свете этих новых обстоятельств с клиентом начинают происходить инсайты, приходит новое понимание.
А ведь это — именно то, чего в принципе должен добиться консультант/психолог.
Вообще, “Искренний разговор о проблеме” по форме и содержанию очень похож на “Искренний разговор обо мне”. А это плохо, когда подряд идут техники похожие друг на друга. Разнообразие — это приятно, поэтому после выяснения запроса, детализировать его, получить соответствующий материал можно не с помощью техники “Искренний разговор о проблеме”, а с помощью техники “Мандала”. Они очень похожи, но Мандала более антуражная. Выглядит она вот так:
Описание техники “Мандала”
Цель техники: техника состоит из двух этапов — рассказ о проблеме и коррекция. Сейчас мы разберём первую часть — диагностику.
Порядок выполнения: попросите клиента вслепую вытянуть из колоды карту, которая будет обозначать его проблему. Как только метафорическая карта извлечена, дайте ему её рассмотреть, и спросите его: “Как эта карта указывает на вашу проблему?” После ответа клиента данная карта становится символом его проблемы. Она будет удерживать его в контексте проблемы вдальнейшем. Затем попросите его извлечь вслепую из колоды ещё 8 карт и расположить их вокруг карты, обозначающей проблему вот таким образом:
После этого попросите клиента последовательно переворачивать карты и отвечать на вопрос: “На что в вашей проблеме указывает эта карта?” “Есть что-то общее между картой и вашей проблемой?”
К тому моменту, как будет описана последняя метафорическая карта и у вас и у клиента будет новое и нетривиальное понимание проблемы, с которой предстоит работать.
Пример выполнения техники: есть хороший пример выполнения техники Мандала в книге Дмитриевой и Буравцевой “Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии”. Я приведу его здесь с некоторыми сокращениями.
“Клиентка, 62 года, в прошлом — руководящий работник, заместитель директора швейной фабрики. После выхода на пенсию принимает активное участие в общественной жизни, выполняет обязанности председателя совета дома, в котором живёт. Эта деятельность ей очень нравится — есть чем заняться и можно “дополнительную копеечку на старость заработать”. Проживает совместно с мужем и семьёй младшей дочери(зять, внуки), помогая им съэкономить деньги на аренде квартиры, чтобы “наконец-то купить собственную”. Это является причиной частых недовольств и перебранок, создаёт стрессовую обстановку в доме. Муж клиентки на пенсии, много времени проводит на даче, по её словам “там ему больше нравится”. Когда же находится дома, то чаще сидит в кресле с книжкой, в домашние дела вникает мало. Старшая дочь живёт в другом городе, приезжает к родителям не чаще раза в год.
Клиентка сообщила о возникших у неё трудностях в принятии окружающих и их мировоззрения, о негативных чувствах, которые она испытывает ко всем, включая членов своей семьи. Она призналась, что всегда считала и считает других ниже себя, ощущает агрессию и желание “уничтожить” любого, кто не согласен с её мнением. Со слов клиентки, при появлении её на заседаниях домового совета и в семье все стараются избежать любого взаимодействия с ней. Клиентка рассказала также о о выраженном пристрастии к употреблению спиртных напитков, ежевечерний приём которых, хоть и “в небольших дозах”, является единственным средством, приносящим ей “ощущение радости”. Кроме того, в последнее время клиентка стала замечать усталость, безразличие к происходящему, желание забросить все дела, посидеть “на диване с бокалом вина”.
Причина обращения к консультанту — жалобы на внутренний дискомфор, усталость, недовольство собой, утрату эмоционально близких отношений с членами семьи, участившиеся конфликты с другими людьми. клиентку серьёзно беспокоит и недавно наступившее безразличие, “с которым надо что-то делать”.
Мы предложили клиентке не глядя взять одну карту, ассоциирующуюся с ригидностью. Она выбирает карту с изображением двух рук, скручивающих и разрывающих верёвку, и располагает её в центре будущей композиции.
Психотерапевт: “Что означает для вас эта карта?”
Клиентка: “Хочу всех, кто со мной не согласен, скрутить, как эту верёвку, в бараний рог”.
Мы предложили создать вокруг наиболее значимой карты симметричную картинку из связанных с ней по смыслу восьми карт. Клиентка вытянула восемь карт из комплекта и создала композицию из карт с картой, обозначающей её проблему, по центру.
Карты рассматривались, начиная с центра, затем с углов квадрата, при этом вслух проговаривались любые мысли и ассоциации.
П: “Что для вас означает эта карта?(левая, в верхнем ряду)?”
К: “Это изображение учителя и слушающих его учеников. Наверное, в этом суть моей проблемы. Я убеждена, что есть два мнения — одно моё, остальные неправильные, и поскольку я умнее всех и мудрее, все должны слушать только меня. Мне постоянно хочется делиться своим мнением и давать советы, нравоучения, несмотря на то, что меня об этом никто не просит”.
П: “Что означает для вас эта карта(центральная, в верхнем ряду)?”
К: “Невозможность двигаться дальше, остановка. Это тупик, угол, в который я загнала себя непримиримостью с отличной от моей позицией окружающих, которых я считаю ниже себя. Страшно то, что я понимаю, что не права, но желание насильно “осчастливить” всех своим опытом сильнее”.
П: “Что для вас означает эта карта(правая, в верхнем ряду)?”
К: “Это деньги. Я всегда много работала, понимаю, что сейчас надо сбавить темп”.
П: “Что для вас означает эта карта(левая, в среднем ряду)?”
К: “Это я, похожая на дикую рысь, недовольная и озлобленная на всех на свете.
П: “Что означает для вас эта карта(правая, в среднем ряду)?”
К: “Этот больной в кровати напоминает меня. Я давно уже не чувствую себя здоровой”.
П: “Что означает для вас эта карта(левая, в нижнем ряду)?”
К: “Это группа отвернувшихся от меня друзей и родственников. Я их так уже достала, что они не могут на меня смотреть”.
П: “Что для вас означает эта карта(средняя, в нижнем ряду)?”
К: “Это пожар в моей душе, мыслях и во всём теле. Я должна себя спасать, иначе погибну”.
П: “Что для вас означает эта карта(правая, в нижнем ряду)?”
К: “Это спиртное — моя отрада. Стакан хорошего вина снимает напряжение и стресс. Ну а то, что он упал, видимо, означает, что если я не брошу пить, меня ожидает такое же падение”
П: “Обратите внимание на то, что вы разложили Мандалу, отражающую вашу ситуацию. Устраивает ли вас то, что вы увидели и не хотите ли по-другому взглянуть на те изображения, которые вызывают напряжение?”
К: “Очень хочу. Особенно раздражает роль наставника”…
Это не вся техника. Дальше будет коррекция выявленных проблем, но про это уже в другом уроке.
Как вам мандала? Фельдипёрстово, согласитесь. И слово то какое — Ман-да-ла. Клиентам нравится когда так антуражненько, поэтому почему бы и нет? Хотя по сути это та же техника “Искренний рассказ о проблеме”, но с добавлением центральной карты, обозначающей саму проблему, вот такой конфигурации карт при раскладывании и самого слова “мандала”.
Ещё одно достоинство “Мандалы” в том, что она позволяет плавненько перейти от диагностики к коррекции. Но про это попозже.
А теперь самое время сказать вам, что эти три урока — это всего лишь половина того, как используют метафорические карты консультанты. Да, да, для вас это может прозвучать неожиданно, но у карты то две стороны, а не одна…
Домашнее задание
Переходите на страницу нашего тренировочного сервиса “Метафорические карты онлайн” и с помощью техники “Искренний разговор о проблеме” опишите несколько своих проблем.
Как только почувствуете что навык освоен, проделайте тоже самое, но уже полноценно с другим человеком, получив описание его проблемы. Можно использовать обычный порядок выкладки карт или Мандалу.
Если места в рабочей области сервиса не хватает, нажмите ctrl и колёсиком мыши измените масштаб окна сервиса.
Резюме урока
Несмотря на то, что материал в сознание извлекается 5-тью принципиально отличающимися способами, это оказывается всегда какой-то один конкретный материал, а не 5 на каждый способ. Так работает наш мозг.
Но не всякий материал годится для работы, а только тот, который соответствует теме с которой хочет разобраться клиент с помощью консультанта
Ценным извлекаемый материал делает запрос.
Запрос — это чёткий, лаконичный вопрос, который формулируется перед началом работы, ответ на который вы хотите получить в сознании при помощи карты.
Таким образом, чтобы получить материал из психики нужно три обязательных элемента:
- Случайная карта.
- Человек с 5-тью навыками для каждого способа извлечь материал.
- Запрос.
Запрос может быть любым, поэтому при помощи метафорических карт можно рассказать не только о своей жизни как в технике “Искренний разговор обо мне”, но и вообще о любой теме.
Таким образом техника “Искренний разговор обо мне” является лишь частным случаем техники “Искренний разговор о чём угодно”.
Чтобы получить от клиента рассказ о его проблеме, внести ясность и подтолкнуть к её переосмыслению используется ещё один вариант техники “Искренний разговор о чём угодно”, а именно “Искренний разговор о проблеме”.
Примерно треть клиентов уже в процессе выполнения техники понимают, что им делать с их проблемой.
Для тех же целей можно использовать технику “Мандала”, которая состоит из 2-х этапов и позволяет плавно перейти от диагностики к коррекции.