13 Урок. Универсальная схема коррекции с помощью метафорических карт

 

Продолжаем говорить о коррекции. Давайте разберёмся с тем, что это вообще такое. Чем это мы пытаемся заниматься. Хотя бы в общих чертах.



 

Общая модель коррекции

 

Как правило, то, что приводит человека к психологу - это страдание. Оно может быть разной интенсивности от едва ощутимого дискомфорта до невыносимой душевной боли, но это всегда страдание. Никто не приходит на консультацию чтобы рассказать о переполняющем его ощущении счастья.

 

Ещё раз точнее:

 

Перед встречей с психологом в психике клиента есть субъективная модель некоторого куска реальности, который, оказываясь в сознании, заставляет его лимбическую систему генерировать внутреннее состояние с оттенком страдания. Назовём её - модель проблемной ситуации. Например, молодая девушка не может определиться с тем, чем ей заниматься в жизни. Парень уехал из провинциального посёлка в Москву и фактически бросил дома без ухода больную шизофренией мать, переживает по этому поводу. Женщина беспокоится что постарела и вряд ли уже найдет мужчину. Вполне себе успешный мужчина тревожится, что члены королевского рода, к которому, как он с детства подозревает, он принадлежит, никак не выходят на связь.

 

Задача психолога извлечь модель проблемной ситуации в сознание клиента и преобразовать её таким образом, чтобы данное страдание уменьшилось или полностью исчезло из жизни клиента.

 

В любом случае итогом успешной коррекции всегда становится изменение состояния клиента. Было страдание А. Стало более комфортное состояние В.

 

Именно это мы сделали в прошлом уроке с двумя моими запросами: “Как мне преодолеть депрессию и дисфорию после расставания с девушкой?” и “Как наладить дела в хастле?”. Было состояние А. Стало более желательное для меня состояние В.

 

Это и есть механизм коррекции вообще: психолог добивается изменения содержащейся в психике клиента модели проблемной ситуации так, чтобы вызываемое ею страдание сразу по окончанию консультации или через некоторое время ослабло до приемлемого уровня либо полностью исчезло. 



 

Главный критерий успешности коррекции на консультации

 

Логично, что нам нужно как то оценивать получилось или нет изменить модель проблемной ситуации клиента в ходе работы.

 

К сожалению, это превращение состояния страдания А в состояние большего комфорта В не может быть критерием успешности вмешательства прямо на консультации. Потому что благие изменения модели проблемной ситуации часто происходят далеко не сразу. Подчас психолог их только запускает.

 

Подчеркну, состояние сразу по итогам консультации это не всегда облегчение или полное исцеление изначального страдания А. Иногда наоборот, клиент приходит к инсайтам, которые причиняют ему боль даже большую, чем была вначале.

 

Например, рассказывая о проблемах дома, мужчина понимает, что жена его не любит, а просто используют как снабженца. Или клиента инсайтит, что он - причина самоубийства близкого человека. Или приходит понимание, что изменить проблемную ситуацию невозможно. С одной стороны, страдание усилилось - это плохо. С другой - новое понимание ситуации в перспективе должно привести клиента к её разрешению.

 

И всё же именно состояние клиента в конце консультации является критерием успешности или неудачи вашей попытки изменить его модель проблемной ситуации. Для меня он звучит так:

 

Критерий успешности проведённой коррекции: коррекция прошла успешно, если клиент в конце консультации чувствует себя адекватно тем изменениям, которые вы пытались осуществить с моделью его проблемной ситуации.

 

Это может быть жалость и благодарность к прежде проклинаемому родителю, оглушённость от пришедшего нового понимания, горе и в то же время облегчение от только что отпущенных деструктивных отношений, готовность терпеть боль дальше, злость клиента после осознания, что им манипулируют и т.д. 

 

Если это состояние соответствует тому, каких изменений вы добивались - коррекция была успешна.

 

Теперь обратимся к обсуждению модели проблемного состояния. Что такого с ней делает психолог чтобы она изменилась?

 

Общий способ изменения модели проблемной ситуации в ходе коррекции

 

Проблемные модели бывают разные. Это и люди и финансовые трудности, падение мотивации, сложный выбор - масса всего, с чем приходят клиенты. Изменение этих моделей происходит разными способами и техниками, но есть всё же последовательность шагов годная для работы почти во всех случаях. Я уже показал вам часть такой работы в прошлом уроке.

 

Вы будете сильно смеяться, но, если подумать, суть её заключается в том, чтобы заставить клиента как следует самому подумать над тем вопросом, за решением которого он обратился к психологу)

 

Алгоритм такого “принуждения к думанию” описывается в универсальной схеме коррекции с помощью метафорических карт. Ею мы займёмся в этом уроке.



 

Круг проблем, с которыми можно работать при помощи универсальной схемы коррекции

 

Проблемы, с которыми обращаются люди без серьёзных психологических патологий, чаще всего вполне банальны. Вы и в собственной жизни постоянно с ними сталкиваетесь - сложность выбора из примерно равных вариантов, трудность достижения цели, нерешительность, неудовлетворённость какой-то конкретной ситуацией, проблемы в отношениях с другими людьми, работа, здоровье, друзья, образование, быт, недовольство собой и т.д. 

 

Не надо учиться 5 лет в ВУЗе, чтобы с таким справиться. Мы все время от времени проходим через такие кризисы и без сессии с психологом.

 

Как мы это делаем?

 

Мы думаем над проблемой. Взвешиваем ситуацию, понимаем чего хотим, находим варианты достижения желаемого, выбираем наилучший и начинаем воплощать его в жизнь.

 

Если с той же проблемой прийти к психологу, он с большой вероятностью займётся с вами тем же - заставит подробно рассказать о себе, о проблеме, потом о причинах проблемы, потом вы вместе подумаете к какой ситуации хотелось бы прийти, затем решите, что делать с каждой причиной чтобы достичь желаемого. Дальше, если психолог хороший, вы составите план, проверите его на выполнимость, замотивируетесь начать действовать. Продумаете какие могут появиться препятствия. Оцените свои силы и ресурсы, необходимые для достижения и - вперёд в Сайгон, мой мальчик!

 

Никакой волшебной таблетки - только то, что вы сделали бы сами.

 

Разница в том, что с психологом это займёт полтора часа, а не полгода, соответственно вы наделаете меньше ошибок, не обессилеете в процессе, большего добьтесь и будете больше удовлетворены результатом.

 

С какими же проблемами можно работать при помощи универсальной схемы коррекции?

 

Универсальная схема используется для коррекции проблем, которые в принципе могут быть решены человеком самостоятельно, если он банально сосредоточенно над ними подумает в течении длительного времени задействовав обычный здравый смысл. 

 

А ещё, схему можно применять, если вы не знаете другого способа работать с запросом клиента))) Поэтому она и универсальна.

 

Теперь непосредственно к самой схеме.



 

Универсальная схема коррекции без карт

 

Универсальная схема коррекции состоит из цепочки шагов, “думательных актов”, в определённой последовательности, через которые психолог проводит клиента и тот неминуемо приходит к решению своей проблемы. 

 

Итак, о каких “думательных актах” идёт речь?

 

Повторюсь, они именно такие, как если бы мудрый, волевой человек сам как следует подумал над своей проблемой. И карты для этого не особо то и нужны:

 

1. Тщательно описать проблему.

 

2. Выяснить причину/причины проблемы. 

 

3. Понять что хочется сделать с данной проблемой. Сформулировать цель. 

 

4. Найти что делать с каждым аспектом/причиной проблемы чтобы достичь цели.

 

5. Составить план действий по достижению цели. 

 

6. Выяснить, что может помешать в осуществлении плана.

 

7. Определиться как справиться с помехами.

 

8. Выяснить чем выгодно существование проблемы, вторичную выгоду от её существования. Добавить эту выгоду к помехам.

 

9. Выяснить, что может помочь в осуществлении плана. Какие для этого есть ресурсы.

 

10. Проверить, кажется ли составленный таким образом план выполнимым, вызывает ли он энтузиазм и желание взяться за дело.

 

11. Если “да” - работа окончена, дальше клиент сделает всё сам. Если “нет” - работа с причинами. Если причины непреодолимы, растут из личности самого клиента - дать ему побыть с этим, смириться или набраться мотивации продолжить борьбу.

 

Никакого гипноза, зажигания благовонных свечей или двух лет психоанализа.

 

Именно так умные нормальные люди решают свои сложные проблемы. 

 

Довольно душно, согласитесь, нудота, а кроме того, скажем честно, можно ли ожидать от клиентов каких то оригинальных решений?

 

К счастью, метафорические карты превращают описанное выше в увлекательную игру, а решения клиента становятся весьма небанальными.

 

А теперь пример такой работы, но уже с использованием метафорических карт.



 

Универсальная схема коррекции с метафорическими картами

 

Итак, чтобы перейти к коррекции у вас уже должен быть расклад, описывающий проблему клиента, и сформулирован запрос.

 

1.  Выяснить причину/причины проблемы. Первый шаг - выяснение причин проблемы с помощью техники “Искренний разговор о причинах проблемы”. Вы её уже хорошо знаете. По завершении этапа на столе должен оказаться соответствующий расклад.

 

Но, как вы уже знаете, выяснение причин можно пропустить, продолжив работать с аспектами проблемы.

 

2.  Найти что делать с каждым аспектом/причиной проблемы чтобы достичь цели. С помощью техники “Вопрос-ответ” извлеките из клиента ответы, что ему нужно сделать с каждой найденной причиной/аспектом так чтобы это вело к его цели. Можно в закрытую, можно в открытую, смотря какой из методов нравится ему самому. Карты-действия кладутся поверх карт-причин-аспектов. 

 

3. Составить план действий по достижению цели. Осталось превратить этот список предстоящих действий в зримый и продуманный план. Попросите клиента разместить карты-действия вдоль линии времени от карты обозначающей проблему клиента до карты-цели в порядке логичной очерёдности так, как он будет их выполнять: что можно сделать сразу, а что потом. 

 

4. Выяснить, что может помешать в осуществлении плана. С помощью техники “Вопрос-ответ” поищите препятствия, которые могут возникнуть у клиента при выполнении плана. В открытую, в закрытую и прямым означиванием. Добавьте карты к раскладу куда хотите. Некоторые карты препятствия будут относиться к конкретным картам-действиям. Их можно положить рядом.

 

5.  Определиться как справиться с помехами. Найдите способы преодолеть препятствия с помощью той же техники “Вопрос-ответ”. В открытую, в закрытую или прямым означиванием. Положите карты-способы-преодоления-препятствий поверх карт-препятствий.

 

6. Поиск ресурсов для выполнения плана. С помощью техники “Вопрос-ответ” поищите, что может помочь в осуществлении плана. 

 

7. Проверка плана на выполнимость. С помощью техники “Замер состояния” определите кажется ли составленный таким образом план выполнимым, вызывает ли он чувство готовности взяться за дело. Если “да” - работа окончена, дальше клиент сделает всё сам. Если нет, переход к следующему пункту.

 

8. Выяснить вторичную выгоду от существования проблемы. Техника “Вопрос-ответ”. Попросите клиента найти карту, на которой он увидит чем выгодно существование проблемы, вторичную выгоду от её существования. Добавьте эту карту в расклад. Спросите клиента как эта карта меняет расклад. Часто вторичная выгода настолько велика, что обесценивает весь план. В этом случае следует сначала следует работать именно с ней.

 

9. Фотографирование расклада чтобы клиент мог вернуться к нему позже.



 

Как всё может пойти не по плану

 

С реальным, живым клиентом, как в фильме про ограбление банка, всё почти наверняка пойдёт наперекосяк. Вернее возможны варианты. Например, как в моей демонстрации разбора причин низкого уровня энергии у меня, - причин может оказаться слишком много и вам банально не хватит времени на всё остальное.

 

Или клиент будет упорно говорить, что не чувствует готовности следовать составленному плану какие бы пляски с бубном вы не устраивали.

 

Или вторичная выгода клиента окажется такой ценной, что он решит оставить всё как есть.

 

Или с клиентом произойдут инсайты, которые вызовут острую эмоциональную реакцию страдания. Само собой, клиенту надо дать время, побыть с новой информацией, а не гнать его по алгоритму несмотря на катящиеся по щекам слёзы или скрежещущие от злости зубы.

 

Не надо переть по пунктам и хотеть больше, чем хочет клиент. Двигайтесь с его скоростью, а он по разным причинам может увязнуть на любом из этапов. 

 

Вариантов того, как всё может пойти наперекосяк - вагон, но, что вы должны делать обязательно:

 

Всегда просите клиента фотографировать полученные расклады, чтобы он имел возможность вернуться к их осмыслению позже и продвинуться дальше уже без вашего присутствия.



 

Домашнее задание

 

Практиковать пока не надо. Сперва прочтите подробный пример такой работы в следующем уроке.



 

Резюме урока

 

Коррекция - это всегда перевод человека из нежелательного состояния в желательное через изменение, содержащейся в его психике модели проблемной ситуации. 

 

Модели проблемных ситуации бывают разными, соответственно отличаются и методы работы с ними. Работа с образом ненавидевшей клиента матери происходит иначе, чем выбор между поступлением в институт или путешествием с друзьями по Европе.

 

Но существует последовательность манипуляций, которая годится для осуществления коррекции практически при всех запросах. Суть её заключается в том, чтобы заставить клиента как следует самостоятельно подумать над проблемой при помощи метафорических карт. Эта последовательность действий называется универсальная схема коррекции при помощи метафорических карт.

 

Последовательность действий по ходу универсальной схемы коррекции может меняться в зависимости от ситуации. Двигайтесь со скоростью клиента, но всегда просите клиента фотографировать полученные расклады, чтобы он имел возможность вернуться к их осмыслению позже и продвинуться дальше уже без вашего присутствия.
 

Переход к одиннадцатому уроку