15 Урок. Структура типовой консультации с метафорическими картами 

 

В этом уроке мы систематизируем весь пройденный материал и получим ясную последовательность действий для проведения консультации с метафорическими картами.

 

Уже изученных техник для этого вполне достаточно.


 

Алгоритм типовой консультации с мак
 

До сих пор мы разобрали десяток различных техник. Я подробно писал что и в какой последовательности делать. И, естественно, первую половину этого всего вы забыли, а вторую помните смутно.

 

Это надо исправить.

 

И это сложно. Если я сейчас начну словами описывать последовательность действий в типичной консультации с картами, получится огромный кирпич текста, который мало кто осилит. Да я и сам не любитель толстовщины. 

 

Давайте лучше покажем эту последовательность наглядно, с помощью схем. Использовать будем знаки, которыми пользуются программисты при составлении алгоритмов программ. Вот эти три:

 

- этот блок будет обозначать начало/конец консультации.

 

- таким блоком я обозначу любое действие в ходе консультации.

 

- так будут показаны те моменты, когда надо сделать выбор из нескольких действий.

 

- стрелочки будут указывать последовательность действий, в каком порядке переходить от блока к блоку.

 

Это не сложно. Вот так будет выглядеть обычная консультация, записанная этими знаками:

 

 

Начало, дальше ряд действий по ходу консультации, потом конец. Всё предельно понятно. Последовательность событий от первого к последнему идёт сверху вниз в соответствии с направлением стрелочек. 

 

Согласитесь, просто.

 

Как вы помните, в начале консультации нам надо с клиентом познакомиться и обучить работе с картами. Для этого мы применяем технику “Искренний разговор обо мне”. Обозначим её на схеме:

 

 

- как видите, этим блоком я показал все остальные ещё не обозначенные действия на консультации. Вроде многоточия.

 

Тут вы можете справедливо заметить, что клиент и терапевт могут быть уже знакомы. Вдруг это не первая их встреча и эту технику они уже использовали? Зачем же в этом случае снова знакомиться? 

 

Учтём этот вариант на схеме при помощи блока выбора действий из нескольких вариантов, который мы ещё не использовали:

 

Думаю, суть схемы понятна - если клиент и терапевт знакомы, клиент уже умеет работать с картами, выполнять с ним “Искренний разговор обо мне” не нужно. Лучше перейти к обсуждению проблемы, которая его привела. 

 

Важный момент: в процессе выполнения “Искреннего разговора обо мне” вы должны определить насколько клиент готов вам открыться. От этого будет зависеть можно ли с ним работать всеми 3-мя приёмами: “в открытую”, “в закрытую” и прямым означиванием с помощью метафоры. 

 

Часто клиенты довольно бодро рассказывают материал, возникающий у них при беглом рассматривании колоды “в открытую”, но начинают спотыкаться при озвучивании материала, возникающего “в закрытую”. Бывает, что клиенту некомфортно озвучивать материал, появляющийся обоими методами. В этом случае просто попросите его рассказать о себе и параллельно находить карты в колоде, которые будут обозначать то, о чём он говорит. Это прямое означивание при помощи метафоры. Оно максимально безопасно, так как в этом случае клиент сам решает, что говорить собеседнику, поэтому редко вызывает сопротивление. 

 

Как вы, наверно, помните. Этот способ тоже позволяет извлекать ценный материал из клиента. Это делается с помощью вопроса: “Почему именно эта карта?” Клиенту приходится озвучивать что общего он увидел между картой и объектом, который описывает, и это часто весьма ценная информация.

 

Ещё одна хитрость в том, что при прямом означивании даже самому скрытному клиенту приходится листать колоду и потому ряд карт всё равно вызовут в его сознании материал о его жизни. Часть этого материала покажется ему безопасной и он её озвучит. Дальше многие успокаиваются и всё же начинают работать “в открытую”. 

 

Давайте добавим этот этап в схему как ещё одно действие терапевта.

 

Следующее наше действие - узнать что привело клиента:

 

Как вы понимаете в этот момент возможны две ситуации: 1)у клиента есть проблема, с которой он хочет поработать и 2)у клиента нет проблемы для работы с психологом(пришёл из любопытства/сперва хочет посмотреть на что способен психолог/рассчитывает сформулировать проблему с психологом и т.д.). Если проблема есть, даём клиенту высказаться и идём дальше. А если проблемы нет, нам нужно её найти с помощью техники “Поиск проблемы” из 10-го урока. Помните, когда я вытаскивал карту с имеющейся у меня проблемой 5 раз подряд и все карты были про мои отношения с девушкой. Добавим этот момент в схему типовой консультации:

 

 

В обоих случаях мы выслушиваем рассказ клиента о его проблеме. И тут, как говорится, у нас снова “два путя”. Проблемы то бывают разные. 

 

Происходит актуализация проблемной ситуации в психике клиента. Оказавшись в сознании, она вызывает срабатывание лимбической системы и та начинает генерировать соответствующие эмоции. Бывают такие, что внутреннее состояние клиента резко меняется. Он начинает рыдать, наоборот замыкается, впадает в оцепенение или пылает гневом. 

 

Каждое направление психотерапии имеет свои методы работы с такими ситуациями. Об этом можно было бы написать отдельную книгу. Кому то надо дать отреагировать и пройти через катарсис, клиентам с алексетимией следует означить их чувства и поработать с осознанием появившейся эмоции. Тем, у кого возможна ретравматизация, лучше поработать в направлении уменьшения запертой в проблеме боли. Кому-то следует обратить внимание на телесные ощущения, попросить продышаться. Вариантов - вагон. 

 

По идее в этом месте должен быть большой блок по работе с сильными эмоциями клиента. Если вы психолог, то знаете, что делать. Если не психолог - просто продолжайте учиться и скоро узнаете.

 

У меня задача написать простой гайд именно по картам, поэтому я не буду забуриваться в тему.

 

В любом случае, если не знаете, что делать с эмоциональным всплеском клиента, вам стоит вернуть его в более менее ресурсное состояние. Для этого мы используем две уже изученные техники: “Ресурсное место” и “Подарок”. Добавляем этот этап в схему типовой консультации:

 

 

Понятно, что, если актуализация проблемы не приводит к серьёзному ущербу работоспособности клиента, мы сразу переходим к следующему шагу - просим клиента в открытую найти в колоде карту, которая будет символизировать его проблему. Эта карта нужна для того, чтобы в случае нужды, если мы отвлеклись, к примеру, быстро вновь актуализировать проблемную ситуацию в сознании клиента.

 

Это понадобится нам сразу же для того чтобы выяснить состояние клиента после актуализации проблемы. Как вы помните, мы делаем это с помощью техники “Замер состояния”. Данная техника необходима нам в этот момент по двум причинам:

 

1) в конце консультации мы снова замерим состояние клиента и тем самым получим наглядную оценку произошедших изменений ведь у нас будет карта с эмоциями клиента до вмешательства и карта с эмоциями после вмешательства. Достаточно будет их сравнить чтобы и вы и клиент увидели эффект от проведённой работы.

 

2) а ещё бывает, что актуализация проблемы вроде не вызвала у клиента видимых признаков сильной боли, но, достав карту, он говорит, что находится в предсуицидальном состоянии. Естественно, психологу следует об этом знать, поэтому замерять состояние клиента после актуализации проблемы обязательно. Без вариантов

 

Теперь схема будет выглядеть так:

 

 

Алгоритм начинает усложняться, но тем не менее остаётся максимально понятным. Просто посмотрев на него можно сразу увидеть всю необходимую последовательность действий. По-моему, это шикардос шикардосный. Не спорьте)

 

Думаю, вы уже догадываетесь, что наш следующий шаг - получить от клиента подробный расклад карт, описывающий его проблему, с помощью техники “Искренний разговор о проблеме. Тут нам как раз пригодится карта, символизирующая проблему клиента. Она будет удерживать клиента в контексте проблемы во время её описания. Просто кладём эту карту перед клиентом, киваем на неё и просим рассказать об этом побольше с помощью карт. Добавляем это действие в схему:

 

 

И вот клиент сидит перед раскладом. Он слегка оглушён, но уже словил несколько инсайтов. Наступившая ясность может привести его к самым разным чувствам. Кто-то понимает, что не любит своего супруга/ребёнка/родителей, кто-то впервые приходит к мысли, что жизнь не удалась, кому-то становится ясно, что он на пороге важных перемен. Коррекция ещё не произошла, но уже готовится где-то внутри. 

 

Тут наступает момент определиться какая именно коррекция нужна клиенту. Какая у него цель в связи с описанной проблемой. Чего он хочет. Для этого терапевту и клиенту необходимо совместно сформулировать “терапевтический запрос” - что клиент хотел бы сделать с этим всем, что он видит в раскладе перед собой. Какова цели, к которой он хотел бы прийти. Так мы и задаём этот вопрос клиенту. 

 

Происходит диалог вроде: 

 

Терапевт: Что хотелось бы сделать с этим всем?”

Клиент: “Хочу….”

Терапевт: “Тоесть ваша цель в этой ситуации - …?”

Клиент: “Да”.

 

Вообще, терапевтический запрос - это отдельная тема, в которой вам хорошо бы разобраться. Почитайте об этом обязательно. Это будет ещё одним тёмным пятном в нашем гайде, с которым вам придётся разобраться самостоятельно, потому что в рамках данного курса это слишком сильный крюк в сторону. Я для себя выделяю два важных момента, о которых всё же надо сказать:

 

1. Как говорит Леонид Тальпис: “Не надо хотеть больше, чем хочет клиент”. Пусть он сам решает, как ему изменить проблемную ситуацию и стоит ли вообще это делать. 

 

2. Возврат ответственности. Если клиент всё же хочет изменений, запрос нужно сформулировать так, чтобы он звучал вроде: “Что мне нужно сделать, чтобы…?”. Или: “Как мне добиться того, чтобы…?”. Тоесть формулировка терапевтического запроса должна возлагать ответственность за достижение цели именно на клиента, а не на кого-то другого вроде: “Что должно произойти, чтобы…?” Или: “Каким богам помолиться чтобы NN всё исправил?” и т.д. 

 

Добавим формулировку запроса в схему:

 

 

Теперь непосредственно коррекция.

 

Как вы помните, простейшую коррекцию мы осуществляем в соответствии с универсальной схемой коррекции, описанной в предыдущем уроке. 

 

По итогам получаем новый расклад.

 

Тут нужно снова узнать актуальное состояние клиента с помощью “Замера состояния”. Попросите его снова посмотреть на карту, обозначающую проблему в целом, и спросите что теперь он чувствует. Попросите найти карту с этим чувством в колоде.

 

Как только он это сделает у вас будет две карты-состояния. Одна с состоянием до, другая с состоянием после коррекции.

 

Если внутреннее состояние клиента изменилось адекватно тем изменениям модели проблемной ситуации, которых добивался психолог, значит всё сделано правильно. Коррекция состоялась.

 

Усовершенствованный вариант схемы консультации:

 

 

Фух, обалдеть, да?

 

Имея эту схему перед глазами, вы уже точно ничего не забудете. Алгоритм позволяет провести качественную консультацию практически при любом запросе. И для этого, как видите, не нужно быть семи пядей во лбу. Вы можете помочь своим близким и знакомым даже не имея психологического образования.

 

И не забывайте напоминать клиенту фотографировать полученные расклады чтобы он мог потом самостоятельно над ними подумать.

 

В заключение надо сказать, что схема эта хорошая, но не лучшая. Как говорится, всё, что там написано - правда, но не вся правда.

 

На самом деле, для каждого вида запросов существуют свои техники, которые позволяют осуществлять эффективное вмешательство. Я уже писал об этом в прошлом уроке. Велосипед чинятся не так, как самокат. Обида на умершего родителя исцеляется иначе чем какие-нибудь ограничивающие убеждения или фобии.

 

В идеале вы должны знать специальную технику под каждый возможный запрос своего клиента. Типовая схема коррекции применяется в том случае, если вы не знаете лучшего варианта осуществить коррекцию.

 

Вы должны помнить, что типовая схема коррекции применяется в тех случаях, когда клиент и сам может найти решение своей проблемы, если как следует подумает. Как я уже писал, универсальная схема - это фактически повторение того, что сделал бы сам клиент, если дать ему полгода подумать над проблемой и набить шишек в процессе.. 

 

Но ни при всех запросах думание даёт хороший результат. Иногда оно наоборот закапывает. Сколько бы человек не думал, модель проблемной ситуации в его голове не меняется. Облегчение не наступает. Становится даже хуже.

 

К счастью, психология накопила эффективные техники для решения множества проблем, с которыми могут прийти ваши клиенты.

 

Тоесть действительно универсальная схема консультации с метафорическими картами должна содержать этап выбора какой техникой осуществлять коррекцию - универсальной схемой коррекции или какой то специальной:

 

 

Вы можете спросить меня: “Борис, ты не прав! Что еще за специальные техники? Мы так не договаривались!”

 

Друзья, их очень много, они работают как волшебство, и классно бы вам знать их все.

 

Они - тема для наших следующих уроков.

 

И кстати, эта схема не окончательная. Мы будем дорабатывать её по мере освоения новых техник и углубления наших теоретических знаний.



 

Домашнее задание

 

По идее здесь должно быть задание попрактиковать работу с помощью универсальной схемы коррекции на живом человеке. Но давайте снова отложим это для следующего урока. 

 

Там мы ещё раз повторим всю последовательность действий, чтобы у вас был пошаговый план для каждой техники, из которой состоит универсальная схема коррекции.



 

Резюме урока

 

В данном уроке мы нарисовали наглядную схему, показывающую простейшую последовательность действий при работе с запросом обычного невротика, не имеющего серьёзных психических проблем.

 

Само собой, она не отражает всех возможных вариантов протекания консультации, но вполне годится в качестве базы. Особенно на время обучения работе с метафорическими картами:

 


 

Переход к одиннадцатому уроку