5 Урок. Так в открытую или вслепую?

Так каким же из двух способов эффективнее получать рассказ клиента о себе, об интересующей его теме, о проблеме?

В открытую?

Вслепую?

Оттого, что существуют по два варианта работы с каждой техникой возникает некоторая путанница, которая требует чётких инструкций.

Я сам считаю, что оба варианта работы отличаются лишь по технологии, последовательности требуемых действий, но по сути разницы между ними нет.

Судите сами. К примеру, рассказывая о себе, я вслепую достаю вот эту метафорическую карту:

Я начинаю всматриваться в неё, пытаясь понять как она связана с моей жизнью. Может в моей жизни есть горы, природа?

Может забор?

Может пастух, работа?

Может овцы?

Может палка?

За то время, пока я смотрю на карту, у меня в сознании возникают десятки восприятий самых разных объектов и ситуаций, которые можно найти на карте. Эти восприятия запускают поток метафор, ассоциаций, проекций. И про каждую мой мозг пытается найти какие-то пересечения с моей жизнью.

Таким образом, внимательное, длительное разглядывание одной карты, полученной вслепую, вызывает такое же количество восприятий, что и беглое просматривание десятка метафорических карт в открытую.

Внимательно рассмотрев 5 карт, полученных вслепую, я получил то же количество материала, что и при беглом рассматривании 50 карт колоды.

Поэтому я считаю, что разницы между этими двумя методами практически нет, кроме того, что материал, извлекаемый этими способами, оказывается разный, как будто вы работаете с большим количеством метафорических карт.

И мы можем проверить это на практике, сравнив материал, полученный обоими способами.

Давайте сделаем это на примере двух моих рассказов о самом себе, сделанных первый в слепую, а второй в открытую из 1 и 4 уроков. Для этого мне придётся напомнить вам те примеры. Я приведу их без изменений:

Пример выполнения техники “Искренний разговор о самом себе” вслепую из урока №1

Для рассказа о самом себе мной наугад было извлечено 5 метафорических карт:

Переворачиваю первую метафорическую карту:

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

Переворачиваю вторую метафорическую карту:

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни — полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 30-ть лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию — руки до сих пор в ожогах. Всего имущества — одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать и двое младших братьев на содержании. Никогда не было девушки.

Переворачиваю третью метафорическую карту:

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

Переворачиваю пятую метафорическую карту.

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле — это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

Вот и вся техника. Рассказ, как мы уже говорили, вполне себе годный, но, может, в открытую получится  ещё лучше?

Пример выполнения техники “Искренний разговор о самом себе” в открытую из урока №4

В колоде Ох 88 карт. Я быстренько пролистал их думая о том, как они могут быть связаны с моей жизнью, и 10 из них вызвали в моё сознание ясные образы, которыми я сейчас с вами и поделюсь, разместив их в хронологическом порядке.

“У меня во дворе в детстве стояла вот такая нелепая горка, скатившись по которой ты с высоты плюхался прямо на землю. Это мой северный посёлок, моя родина. Место прямо скажем неуютное, особенно тогда, но детство у меня там было хорошее, счастливое детство. Несмотря ни на что и мне сейчас приятно смотреть на эту карту и ощущать себя там в то время”.

“Это я с мамой и ещё кем-то. Мама нервная, истерит. Наверно мы ждём папу. Она думает, что он опять придёт домой пьяный. А он вот на следующей карте, просто гуляет с моим средним братом. Вообще, атмосфера в доме была отравлена не столько пьянством отца, сколько постоянным неврозом по этому поводу со стороны мамы. До сих пор, как вспомню, в животе ком сжимается”.

“Это военное училище. Наверно самое сильное впечатление моей жизни. Самое большое приключение из вообще всего пережитого”.

“Это про меня сейчас. Каждый вечер я ухожу куда-нибудь на тренировку, дискотеку, концерт, семинар, чтобы отвлечься от невесёлых мыслей. Но пока это плохо помогает. Вернее это отвлекает лишь пока я там. На первой карте кафе “Ритм энд Блюз”. Я там частенько сейчас бываю, пью сидр, слушаю живую музыку. Один раз я шёл из зала на кухню и вдруг почувствовал, что у меня кончились силы. Я лёг на пол прям там, как на второй карте. Отчаяние. Иногда я чувствую, что не справляюсь со своей жизнью, что как-то всё очень трудно. Вот легко же люди живут, почему у меня всё вот так через силу? Ещё в личной жизни катастрофа, и я сейчас чувствую себя как этот человек перед окном. Там жизнь, люди радуются, а я почему-то застрял здесь в этой тоске и не знаю как туда прорваться”.

“Все советуют поехать на море, как-то понабраться там витальности. Я только в детстве был один раз. Наверно не поеду — дела не отпускают”.

“Хочу вот таким быть весёлым. И, думаю, буду. Невроз горя в конце концов пройдёт и я стану сильнее, чем был”.

Конец второго примера.

Сравнение материала, полученного “вслепую” и “в открытую”

Как думаете, какой из рассказов был бы вам более полезен как консультанту для понимания кто к вам пришёл?

На мой взгляд они очень разные, настолько, что сравнивать их бесполезно, но в обоих случаях они хорошо передают то, каков я, поэтому для знакомства подходят оба варианта техники.

Что и требовалось доказать. Оба метода одинаково хорошо служат своей цели, оба отлично годятся для получения материала из психики клиента.

Правда это будет разный материал.

Новость так то хорошая, но разочаровывает тем, что вы по-прежнему не знаете как же работать лучше.

Сочетание работы вслепую и в открытую в технике “Искренний разговор о самом себе”

Наверно, мы бы так и стояли в положении буриданова осла, который не может решить поесть ему или попить, если бы не два момента:

  1. Цель техники “Искренний разговор о самом себе” это не только получение рассказа клиента о своей личности и создание атмосферы доверия, но и его обучение работе с метафорическими картами. А раз учить, так учить обоим способам — и в открытую и вслепую.
  2. Часто бывает, что “материал” что называется, “не идёт” одним способом, а вторым только успевай уши подставлять.

Поэтому я сочетаю оба этих метода.

Сперва техника выполняется в открытую, а затем с несколькими метафорическими картами вслепую. Я даю клиенту колоду и прошу выбрать карты, при взгляде на которые в его сознании появляется что-то о его жизни. Он выбирает, рассказывает и после этого я прошу его уже вслепую взять ещё несколько метафорических карт, на которых будет что-то важное о его жизни, о чём он умолчал.

Всё сперва показываю сам.

Почему именно такой порядок? На самом деле он не принципиален, но по моей практике есть значительная категория клиентов, которых пугает работа в закрытую. Представьте, что у человека в голове какой то горячий материал, который выскакивает в сознание при виде карты, но материал этот тайный, возможно постыдный или неприятный клиенту. Он просто не хочет его озвучивать. В случае работы в открытую клиент просто пропустит такие карты. А в закрытую с большой вероятностью замкнётся, испугается, что его вот вот раскроют и откажется работать далее.

Поэтому во избежание таких ситуаций сперва разумно извлекать материал в открытую. Но это не догма. Иногда я вижу, что клиент открыт, доверяет мне и тогда бывает полезным щегольнуть работой в закрытую, так как этот формат работы производит более сильное впечатление на неопытного клиента.

Так что можно и наоборот — сперва картами с 4-мя техника выполняется вслепую, а затем я даю клиенту колоду, чтобы он в открытую выбрал карты, на которых видит что-то важное, о своей жизни.

Иногда в открытую “материал” не идёт, клиент перебирает колоду, но ничего о своей жизни не видит или видит мало, мы переходим к работе вслепую. И наоборот.

В итоге мы знакомимся, открываемся друг другу, создавая доверительный настрой и обучаем клиента обоим методам работы.

В этом и заключается решение дилеммы: при выполнении техники “Искренний разговор о самом себе” техника сперва выполняется в открытую, а затем с несколькими метафорическими картами вслепую, до появления у клиента уверенного навыка извлечения из себя материала обоими способами. Если один из методов не идёт у конкретного клиента, мы переходим ко второму. Затем снова пытаемся освоить первый, пока клиента не “осенит” и навык не установится.

Такое сочетание особенно полезно при выполнении техники “Искренний разговор о чём угодно”, когда клиент описывает свою проблему. Но причины тут совсем другие.

Сочетание работы вслепую и в открытую в технике “Искренний разговор о чём угодно”

Вы наверняка уже поняли, что спросив клиента словесно о, к примеру, его работе, получите один материал, если с помощью техники “Искренний разговор о чём угодно” в закрытую — второй, а в открытую с той же техникой — третий.

Частью материал будет пересекаться, а частью нет. Какие-то важные моменты будут извлекаться одной техникой, а какие-то другой.

Само собой максимально полный рассказ на интересующую клиента тему должен состоять из материала, добытого всеми этими способами. В этом случае мы получим конфигурацию карт, которая будет оптимально и полно отражать реальное положение дел на интересующую его тему.

Ясность понимания, которого достигнут клиент и психолог, глядя на конфигурацию карт, полученную всеми тремя способами, будет максимальна.

Поэтому, последовательность работы в технике “Искренний разговор о чём угодно” на данный момент для меня выглядит так:

Сперва работа в открытую. Клиент составляет связный рассказ из извлечёных в открытую метафорических карт. Клиент группирует и раскладывает полученные карты как ему удобно. Затем я прошу его извлечь несколько карт вслепую, говоря, что на них он увидит что-то важное на заданную тему, что было им упущено. Новые карты добавляются к конфигурации, созданной в открытую исходя из логики клиента.

Как правило, в какой-то момент клиент устаёт, начинает повторяться, не может понять, что означают новые метафорические карты, больше не может ничего придумать.

Обычно это значит, что мы получили весь доступный материал на заданную тему, который есть в его психике.

В этот момент я ещё раз прошу его в целом посмотреть на полученную конфигурацию метафорических карт и подумать, что упущено, не может ли он ещё что-то добавить. Если нет, работа закончена.

Вот таким образом полученное описание проблемы является максимально полным отражением проблемной ситуации, как она есть в психике клиента.

Примера работы для конкретно этой техники не будет, иначе этот урок станет просто огромным. Тем не менее такая работа ничем не отличается от того, что я покажу вам ниже.

Сочетание работы вслепую и в открытую в технике “Искренний разговор о проблеме”

Всё, что написано выше для техники “искренний разговор о чём угодно”, дважды справедливо и для этой техники.

Отдельные аспекты проблемы, выявляемые в открытую, вслепую и просто словесно будут частью повторяться, а частью отличаться. И если посмотреть мои рассказы о хастле или о депрессии после расставания с последней девушкой — там всё важно. Один рассказ без другого был бы неполон.

Все три способа получить материал о проблеме дополняют друг друга. Если их сочетать, можно получить наглядную модель, очень точно отражающую ситуацию клиента.

Именно это в конечном счёте является главной целью при выполнении техники “Искренний разговор о проблеме” — получить конфигурацию карт, максимально полно отражающую проблемную ситуацию клиента.

Чем более точна будет эта конфигурация, тем более ясное понимание проблемы возникнет у клиента. Тем больше вероятности, что в результате этой работы произойдёт переосмысление проблемной ситуации.

Качественное выполнение техники “Искренний разговор о проблеме” должно привести к появлению на рабочем столе консультанта символической модели проблемной ситуации клиента, максимально точно отражающей то, как эта проблема выглядит изнутри его психики.

Фактически консультант в этой технике помогает клиенту разобраться в его собственной жизни.

Этот этап в значительной степени предопределяет успешность последующей работы. Чем качественнее и непротиворечивее будет полученная вами модель проблемной ситуации клиента, тем эффективнее окажется последующая коррекция.

Приведу пример такой работы.

Пример сочетания работы вслепую и в открытую в технике “Искренний разговор о проблеме”

Я уже несколько раз упоминал о своей низкой энергетике, недостатке сил. Время от времени я выгляжу очень уставшим и нездоровым. Проблема ли это? Безусловно да, и я хотел бы ею заняться прямо сейчас с помощью техники “Искренний разговор о проблеме”.

Я быстро пролистал колоду Ох и выбрал из неё 14 метафорических карт. После некоторой группировки получившаяся конфигурация карт выглядит у меня вот так:

Теперь о каждой карте отдельно:

Вот так я хотел бы себя чувствовать. Полный сил и энергии, радостный, красивый, ощущающий в себе силы для любой деятельности.

Но на деле я чувствую себя вот так.

Долгое время я думал, что это следствие искусственного вскармливания. После чтения книг Александра Лоуэна я узнал свою недозаряженность в описываемом им оральном типе характера, возникающем если младенца слишком рано отняли от груди, а то и вообще не кормили естественным образом.

Недавно я решил узнать, что на этот счёт думает официальная медицина и оказалось, что у меня генетическое заболевание — синдром Жильбера. Это когда печень работает немного неправильно. Особо без последствий, но люди с синдромом Жильбера страдают от невыносливости, слабости, имеют “маленькую батарейку”, если выражаться метафорически.

Тем не менее, это поправимо, если подходить к делу с умом(линейкой и графиками). В основном количесво моей наличной энергии зависит от трёх основных факторов — состояния моего тела, количества проживаемой радости и общего эмоционального благополучия.

В первом ряду я расположил карты, указывающие на то, что нужно для моего телесного благополучия. И это прежде всего сон.

Конечно же вкусная, полезная, разнообразная пища. Перерывы между перекусами у меня не должны быть большими. Гипогликимия начинается у меня уже часа через 4 после того как я поем.

Бытовой комфорт, хорошее место для жизни.

Своевременный отдых. Дневной сон или медитация, аутотренинг для меня — это буквально то, что доктор прописал.

Теперь ряд с источниками радости. Я люблю скорость, экстрим. Мне обязательно нужно что-то такое делать, время от времени, что вызывает дистресс, отчего колотится сердце.

Это получение новых впечатлений. Не обязательно путешествия. Именно что-то новое, чего я ещё не пробовал, выход из зоны комфорта. Мне это нужно не потому что я вот такой отвязный непоседа — наоборот. Я костенеющий в своих привычках аддикт и чтобы незаметно не загнуться в какой-то устоявшейся схеме жизни мне сознательно нужно бросать себя в новые ситуации.

Это про хастл, электродэнс, танцы вообще, музыку. Это очень простой и действенный источник радости для меня. Я спортивный и знаю так называемую “мышечную радость” от активного движения сочетаемого с дыханием.

Пошёл третий ряд. С факторами, влияющими на общую эмоциональную удовлетворённость жизнью. И первый, конечно, это работа. Работа должна быть комфортной. Люди с нормальными батарейками могут выносить работу, на которой они страдают. Я тоже терпеливый, но я не привыкаю, просто таю на такой работе, пока не дойду до скотского состояния. Эта карта обозначает удовлетворяющую меня деятельность с целью добывания денег. В принципе, сейчас меня всё устраивает, хотя могло бы быть и получше.

Это про близость, общение с противоположным полом. Когда я в отношениях, я гораздо более расслаблен и удовлетворён, чем вне их. Причин много, не буду вдаваться, но это факт. Сейчас я расстался с девушкой.

Карты, извлечённые в открытую, закончились, поэтому я беру колоду и начинаю извлекать ещё карты, каждый раз спрашивая себя: “Что такого я упустил в своём рассказе о своей недозаряженности, на что мне указывает эта карта?”

Наверно, это про биодобавки. Говорят, это очень важно, но я не пользуюсь.  Добавлю эту карту в первый рад к “телесному благополучию”.

Тяну ещё одну метафорическую карту.

Количество энергии напрямую зависит от здоровья. Нужно лечиться не народными средствами, как мама, а с помощью официальной медицины. Я в принципе стал довольно щепетилен в этом вопросе.

Тяну ещё одну метафорическую карту.

Это про эмоциональное благополучие. Я должен гордиться собой, чувствовать, что я соответствую отцовским, а теперь и моим идеалам мужественности. Для этого я каждый день занимаюсь спортом и посещаю секцию. Эту карту добавлю с третий ряд.

Новая метафорическая карта вслепую:

Это тоже в третий ряд. Тут я вижу спокойствие, момент полной безмятежности где-то на природе. Эдакая пауза, когда отрешаешься от всего на свете. Нужно делать такие паузы время от времени. Если подумать, в последний раз такое у меня было год назад.

Ещё метафорическая карта:

Снова в третий ряд к факторам, влияющим на ощущение эмоционального благополучия. Это про мою семью. Моё самочувствие очень связано с ними. Им хорошо — мне хорошо. Эта карта пусть обозначает мою семью в целом. Сейчас там много проблем — мама, младший брат, дедушка с бабушкой постарели, у деда Эдика деменция, тётя Оксана ненавидит его за то, что он в её детстве их бросил. В общем, трэш.

Думаю, принцип вы поняли. Я извлёк вслепую ещё 4 карты прежде чем, в моём сознании перестало появляться что-то новое о том, что влияет на мой уровень энергии. Видимо, материал закончился.

Полученная конфигурация метафорических карт, описывающая мою проблему с энергией, теперь выглядит вот так:

Теперь самое время спросить, а сам то я хотел бы сюда что-то добавить?

Нет, больше я не знаю что ещё сюда добавить, поэтому техника может считаться полностью выполненной. Итоговая конфигурация карт уже на столе.

Как вам такое описание проблемы? Думаете оно исчерпывающе? Человек, глядя на неё, почувствует, что разобрался в своей проблеме?

Думаю, да. Да не думаю, я знаю, я — тот самый человек)

Я вот сейчас гляжу на этот коллаж и не знаю что добавить. Вернее знаю, но это будут уже мелочи. Самое важное действительно здесь.

Само собой, на самом деле на мою энергичность влияют множество других факторов, которых нет на схеме. Повторюсь, материал извлекался из моей психики, поэтому эта конфигурация метафорических карт описывает именно то, как данная проблема выглядит в моей голове, то, что именно я о ней знаю, а не то, как дело обстоит в реальности. С помощью метафорических карт консультант извлекает из клиента подробную схему того, как проблема устроена именно в голове клиента, а не на самом деле.

Именно так и должен выглядеть “Искренний разговор о проблеме”.

В принципе уже сейчас мне всё понятно, что делать дальше, хотя к коррекции мы так ещё и не приступали ни разу.

Все эти уроки пока про диагностику.

И мы подошли к её заключительному этапу.

Домашнее задание

Проделайте самостоятельно сочетая работу в открытую и вслепую уже изученные нами техники:

“Искренний рассказ о самом себе”.

“Искренний рассказ о проблеме”(сфотографируйте расклад по окончании выполнения техники или просто оставьте его на столе. Он вам понадобится в 8 уроке).

Как у нас заведено, сперва проделайте техники для себя, рассказав о себе и своей проблеме. Если всё получилось, проделайте тоже самое с другим человеком.

Как обычно, использовать следует любую универсальную колоду. Если её нет, воспользуйтесь нашим тренировочным сервисом “МАК онлайн”.

Резюме урока

Внимательное, длительное разглядывание одной метафорической карты, полученной вслепую, вызывает такое же количество восприятий, что и беглое просматривание десятка карт в открытую.

По этой причине по сути работа в открытую и вслепую практически не отличается за исключением того, что материал обоими способами извлекается разный, как будто вы работаете с разными наборами метафорических карт.

Таким образом для получения из психики клиента подробной модели интересующего вопроса нужно сочетать оба метода. Это касается всех изученных до сих пор техник. Но в каждом случае есть свои нюансы.

“Искренний разговор о самом себе”

При выполнении техники “Искренний разговор о самом себе” техника сперва выполняется в открытую, а затем с несколькими метафорическими картами вслепую, до появления у клиента уверенного навыка извлечения из себя материала обоими способами. Если один из методов не идёт у конкретного клиента, мы переходим ко второму. Затем снова пытаемся освоить первый, пока клиента не “осенит” и навык не установится.

“Искренний разговор о чём угодно”

Последовательность работы в технике “Искренний разговор о чём угодно” на данный момент для меня выглядит так:

Сперва работа в открытую. Клиент составляет связный рассказ из извлечёных в открытую метафорических карт. Клиент группирует и раскладывает полученные метафорические карты как ему удобно. Затем я прошу его извлечь несколько метафорических карт вслепую, говоря, что на них он увидит что-то важное на заданную тему, что было им упущено. Новые карты добавляются к конфигурации, созданной в открытую исходя из логики клиента.

Как правило, в какой-то момент клиент начинает повторяться, не может понять, что означают новые карты, больше не может ничего придумать.

Обычно это значит, что мы получили весь доступный материал на заданную тему, который есть в его психике.

В этот момент я ещё раз прошу его в целом посмотреть на полученную конфигурацию карт и подумать, что упущено, не может ли он ещё что-то добавить. Если нет, работа закончена.

“Искренний разговор о проблеме”

Всё вышеописанное для техники “Искренний разговор о чём угодно” дважды справедливо и для этой техники. Последовательность действий полностью совпадает.

Качественное выполнение техники “Искренний разговор о проблеме” должно привести к появлению на рабочем столе консультанта символической модели проблемной ситуации клиента, максимально точно отражающей то, как эта проблема выглядит изнутри его психики.

0
    0
    Корзина
    Ваша корзина пустаВернуться в магазин