8 Урок. Работа с внутренними состояниями




 

Прямое означивание позволяет применять метафорические карты в том числе для работы с такой тонкой материей, как внутреннее состояние человека.

 

В ходе сессии есть несколько случаев, когда это не просто полезно, а даже необходимо.

 

Во-первых, для того чтобы понять в каком состоянии пришёл к вам клиент.

 

Во вторых, если его самочувствие “не очень”, мы можем поддержать его чтобы работа прошла более эффективно. Иногда людям настолько неприятно рассказывать о своей проблеме, что, если их состояние не сделать лучше, работа просто прекращается - клиент либо закрывается, либо рыдает и вы утешаете его остаток часа, либо он просто отказывается продолжать, либо всё вязнет в “му-хрю, э-э-э, не знаю, не уверен и т.д”.

 

Особенно это касается работы с травмами.

 

В третьих, мы можем и даже должны оценить то, насколько качественно произошло наше вмешательство в конце сессии. Это полезно и для вас - вы можете понять эффективность своей работы, и для клиента. Если ему ясно показать, что пришёл он приунывший, а уходит бодрячком, то с большой вероятностью он это запомнит, решит, что вы хороший психолог и придёт к вам ещё.

 

Соответственно, в этом уроке будут рассмотрены 2 техники: “Замер состояния” и “Ресурсное место”.



 

Описание техники “Замер состояния”

 

Цель техники: предназначено для того чтобы оценить состояние клиента в начале и в конце сессии.

 

Порядок выполнения: обычно, когда начинается сессия, мы с клиентом знакомимся, потом я спрашиваю, что его ко мне привело. После его ответа мы знакомимся с помощью техники “Искренний разговор обо мне”. Дальше я возвращаю клиента в контекст его проблемы, спрашивая о ней ещё раз. Выслушав ответ, я беру какую-нибудь колоду метафорических ассоциативных карт и предлагаю клиенту в открытую найти в ней карту, на которой он увидит что-то похожее на то, как он чувствует себя сейчас в связи с описанной проблемой. Клиент находит карту, выкладывает её на стол и я прошу его объяснить свой выбор. Клиент рассказывает и карта означивается с состоянием клиента. Эту метафорическую карту мы откладываем до конца сессии. В конце карта снова выкладывается на стол и мы просим клиента извлечь ещё одну, на которой он увидит то, как чувствует себя в конце проделанной работы.

 

Если вмешательство произошло результативно, внутреннее состояние клиента сильно изменится и вторая метафорическая карта будет значительно отличаться от первой. На вопрос, почему именно эта карта, клиент расскажет что изменилось и как он теперь себя чувствует. Это состояние клиента в конце сессии. Я обращаю внимание клиента на разницу между первым и вторым состоянием и отпускаю с богом.

 

Если вмешательство не было эффективным, его состояние не улучшится, и вы сразу это увидите по выбранной им карте и последующему объяснению. Соответственно, у вас будет возможность принять необходимые меры.

 

Пример выполнения техники: представьте, что я пришёл к вам на приём. Мы поздоровались, представились. Вы спросили меня о цели моего прихода. Я ответил. Потом был искренний разговор. Дальше вы даёте мне колоду Ох и просите выбрать метафорическую карту, на которой будет что-то похожее на то, как я себя чувствую сейчас в связи с тем что происходит в моей жизни.

 

И вот мой выбор:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: осёл

 

“Почему именно эта карта?”

 

“Я чувствую себя тупым и усталым, как этот осёл. Вокруг пустыня и я не знаю куда идти, чтобы найти воду и еду. Это тупик, но не такой, когда некуда идти, наоборот - вокруг масса вариантов, но я уже столько их перепробовал, что просто лишился сил. Мне кажется, что куда бы я ни пошёл, лучше не будет”.

 

Дальше мы работаем над моей проблемой и в конце сессии вы снова просите меня выбрать метафорическую карту, на которой будет что-то общее с моим самочувствием сейчас.

 

Вот эта карта:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: в церкви

 

“Почему именно эта?”

 

“Это Церковь. Знаете, как на Пасху, когда выдержал пост, только причастился и такой счастливый. Всё понятно. Я воодушевлён. У Толстого есть фраза, что вдохновение - это ясность, что делать дальше. Вот это я теперь знаю, что мне делать”.

 

Успешно ли было выполнено вмешательство?

 

Думаю, вы и сами понимаете, что да.

 

А если вторая карта будет такой?:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: точка

 

“Почему именно эта карта?”

 

“Вот эта точка в центре - это я. Передо мной два пути - вперёд или назад. Это, конечно, лучше, чем бесконечное число вариантов, которое было у меня раньше, но всё равно непросто. Немного не то, чего я ожидал от нашей встречи, но это всё равно лучше, чем было”.

 

Эффективное вмешательство?

 

Да, конечно. Есть простор для дальнейшей работы. Вот и поговорите об этом с клиентом, что результат правда неплохой, но можно лучше. Пусть пока побудет с найденными решениями, а через неделю приходит ещё.

 

А если клиент выбирает такую метафорическую карту?:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: тупик

 

“Тупик. Я не знаю что делать. Вы меня прям убили”.

 

Бывает и такое. Часто это тоже результат. Клиент осознал что-то важное. Да, это причинило ему боль. Но через неделю боль станет меньше, и он сможет перевернуть страницу жизни, которая привела его к этому кризису. И будет вам благодарен.

 

Или такая карта:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: библиотека

 

“Мне очень интересно. Будто побывал на уроке. Несколько хороших мыслей пришло. Спасибо вам”.

 

Это вежливый, неискренний клиент. Он недоволен или ему никак. Такие тоже будут и не всегда это ваша вина.

 

Как бы там ни было, эти две метафорические карты, обозначающие состояние клиента вначале сессии и в её конце, позволяют психологу получить однозначную обратную связь по поводу качества его работы. Да и самому клиенту становится очевидно, с пользой ли - нет он потратил свои деньги и время.

 

Но техника хороша не только этим. Первая карта клиента может быть тревожным звоночком, который предупредит вас о его особой уязвимости:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: смерть

 

“Хочу умереть”.

 

Когда вы видите и слышите такое, лучшее, что вы можете сделать, это изменить состояние клиента. И вот тут нам понадобится вторая техника этого урока - “Ресурсное место”.



 

Описание техники “Ресурсное место”

 

Цель техники: улучшение внутреннего состояния клиента на более работоспособное.

 

Порядок выполнения: чаще всего состояние клиента сильно ухудшается во время рассказа о его проблеме. Люди чувствуют печаль, горе, отчаяние, ужас. Само собой, что их рассказ начинает пробуксовывать. Либо начинают плакать, беситься, либо застывают, не хотят продолжать. В этом случае, я предлагаю им вспомнить какое-нибудь место, в котором они чувствовали себя очень хорошо. Может быть в детстве, может на отдыхе - не важно. Практически у всех есть такое воспоминание. А затем я прошу клиента выбрать из колоды Хабитат карту или карты, которые будут похожи на то место. Клиент выбирает. Уже само это воспоминание меняет его состояние на лучшее, отвлекает от боли. Если в колоде Хабитат не находится подходящих метафорических карт, можно использовать Ох. Когда карты выбраны, я прошу клиента мысленно перенестись в то место и почувствовать себя так, как тогда, в его воспоминании. После того как это успешно выполнено, мы продолжаем рассказ о проблеме, но всякий раз, как я вижу, что эмоции снова начинают захлёстывать, я прошу клиента посмотреть на карты, обозначающие его ресурсное место и вновь мысленно туду перенестись пока он не почувствует, что может работать дальше.

 

Вот так, периодически заныривая в приятное воспоминание с помощью означившей его карты, клиенты могут рассказать даже о самой болезненной ситуации и при этом сохранят настрой на работу.

 

Несколько примеров таких карт:

 

Карта из колоды метафорических карт Хабитат: берег моря

 

“В прошлом году была в Черногории. Буквально наскребла по сусекам 40 тысяч и сняла комнатку в пансионате. Там был такой песчаный пляж, как на картинке. Восемь дней подряд я сидела там каждый вечер пока не становилось темно и слушала волны, чаек. До сих пор, как вспомню, лицо растягивается от улыбки”.

 

Карта из колоды метафорических карт Хабитат: водопад

 

“Мы как-то с друзьями поднимались в горы по ручью, который тёк по долине между двух сопок. Обычный ручей вроде. Устали все и наконец сели поесть. И там был такой водопад. Серёга ещё живой был”.

 

Карта из колоды метафорических карт Хабитат: разговор при луне

 

“Лет пять назад выбрался с ребятами порыбачить на одной небольшой северной речке. Не столько порыбачить ехали, как выпить, пообщаться. В тот же вечер уехали бы обратно в город. А осень уже начиналась. И оказалось, что именно в этот день рыба пошла на спуск - каждую осень на севере рыба уходит из рек в ледовитый океан, потому что реки промерзают за зиму практически до дна. И вот мы попали на такой момент совершенно случайно. Только сети поставили, хотели отплывать и вдруг увидели, что на глубине в сети уже с десяток хариусов сидит. Что тут началось! Мы тогда двухсотлитровую бочку засолили, а когда спать легли был уже холод дикий. И вот лежу я на доске, половина меня обжаривается на костре, а другая половина, дальняя, льдом покрывается. У Ларца на телефоне играет что-то арестантское про Ногайскую бухту. Река шумит. Я таким счастливым никогда не был”.

 

Думаю, вы поняли.

 

Само собой эти две техники совершенно не исчерпывают тему управления внутренними состояниями с помощью метафорических карт. На их примере я показал сам принцип. Как и всё остальное, связанное с метафорическими картами, он предельно прост в применении.



 

Домашнее задание

 

Если у вас есть колода метафорических карт, найдите в открытую карту, на которой увидите что-то общее с вашим внутренним состоянием в данную минуту.

 

Вспомните какое-нибудь своё ресурсное место и подберите для него карту. Положите её где-нибудь на видном месте и периодически по ходу дня смотрите на карту, мысленно переносясь в то место. Это правда работает.



 

Резюме урока

 

Прямое означивание позволяет работать с такой тонкой материей, как внутреннее состояние клиентов. В ходе сессии есть три случая когда это особенно полезно:

 

1. Вначале, чтобы определить состояние клиента в контексте проблемы.

 

2. В конце сессии, чтобы определить состояние клиента после вмешательства и таким образом оценить его эффективность.

 

3. По ходу сессии чтобы корректировать состояние клиента.

 

В первых двух случаях используется техника “Замер состояния”. В третьем случае техника “Ресурсное место”.

 

Переход к девятому уроку