9 Урок. Заключительный этап диагностики - анализ и интеграция извлечённого материала 

 

Прежде, чем идти дальше, мне хотелось бы слегка обозреть пройденный нами путь чтобы и вы и я понимали, где сейчас находимся. 

 

В первом уроке я объяснял, что метафорические карты - просто картонки с картинками. Это инструмент, как молоток или рубанок. Психологи используют мак для выполнения техник на диагностику и коррекцию проблем людей. 

 

И главное, чем полезны карты при выполнении этих техник - способность метафорических карт извлекать смыслы из психики в сознание человека для последующих манипуляций. 

 

Во втором уроке мы изучили 5 явлений, посредством которых карта выдёргивает материал из психики в сознание. Все 5 явлений рефлекторной природы, человеческой воле они неподвластны, поэтому материал оказывается более правдив и искренен, чем то, что люди рассказывают добровольно.

 

В том же уроке мы разобрались что не всякий материал одинаково полезен психологу. Полезным материал делает наличие запроса. 

 

В третьем уроке мы научились извлекать материал “в закрытую”. В четвёртом “в открытую”. Пятый урок был посвящён тому, как эти методы сочетать.

 

Благодаря седьмому уроку стало понятно, что часть материала о проблеме доступны сознанию клиента без уловок. Тот самый, что мы отбросили вначале, который клиент озвучивает сознательно. Этот материал тоже нужен для качественной диагностики. Мы научились означивать его картами и добавлять к раскладу с помощью прямого означивания.

 

Думаю, после прочтения, седьмого-восьмого урока вы должны понять почему я хотел начать этот курс прямым означиванием. Это основной приём, которым пользуются пользователи мак. Он выглядит как волшебство. Вы берёте карту, означиваете её с чем-то в глубине души клиента, вроде бывшей зазнобы, Вселенной, каких то страшных событий из прошлого. Затем кладёте карту на стол и для клиента она становится живым, говорящим, пульсирующим куском его внутренней реальности.

 

Всё равно что залезть в мозг человека скальпелем и очень тонко извлечь то, что нужно, подправить и поместить обратно.

 

И это великолепно.

 

Правда подправлять и возвращать на место вы пока не умеете. Это про коррекцию, а она ждёт нас в уроках впереди.

 

Пока всё, что мы умеем, это в целях диагностики извлекать из клиента максимум материала о его проблеме.

 

Это круто и это только половина диагностики.

 

Вторая половина - осмысление извлечённого материала.



 

Осмысление

 

Как ни крути, в ходе проведения “Искреннего разговора о проблеме” у вас на столе появляются три группы относительно независимых карт:

 
  1. Извлечённые в открытую;
  2. Извлечённые в закрытую;
  3. Добавленные в расклад прямым означиванием.
 

И часто они не образуют единой картины. Представьте, что у нас на консультации внучка из известной сказки про репку. Девушка, заливаясь слезами, рассказывает про огромную репу выросшую в огороде, которую невозможно вытянуть. Материал истощился. Перед нами лежит полтора десятка карт. Вот карта с репой, вот карта с душевными муками внучки, вот карта, обозначающая чувство голода, вот - Жучка, вот про погоду и слякоть, которая была на дворе в тот злополучный день. Тут несколько карт про то, что они не справились, только переругались и теперь разъехались окончательно - внучка к маме, дед в больнице, бабка выписала всех из завещания и хочет подарить квартиру баптистам.

 

Много хаотично разложенного материала. Куча фактов и обстоятельств, которые не объединены в единый рассказ и поэтому и вам, да и самой внучке непонятно до конца что там произошло и как это привело к распаду семьи.

 

Да, материал ценен. В ходе его извлечения внучка уже словила пару инсайтов относительно её роли в инфаркте деда и задавленной в суматохе мыши. Работа полезная, но конечная цель диагностики с мак - создание расклада, исчерпывающе отражающего проблемную ситуацию клиента. 

 

И часто, когда клиент говорит, что больше ничего придумать не может, мы видим, что цель недостигнута. На столе множество разрозненных карт, не объединенных в единое повествование. Когда такое происходит, это значит, что диагностика проведена некачественно. Скорей всего вы не имеете исчерпывающего представления о проблемной ситуации клиента. И он тоже.

 

Такое происходит не всегда. Есть клиенты, которые сами по ходу извлечения материала раскладывают его вдоль оси времени от первого события к последнему. Одна карта логически переходит к другой. Карты сгруппированы, к примеру, вот причины проблемы, вот последствия. Карты ранжированы по важности и т.д. Расклад получается аккуратный и напоминает тезисную запись рассказа: вот начало, вот действующие лица, вот усложнение ситуации, вот здесь начался кризис.

 

Смотришь на такой расклад и всё становится ясно без особых усилий.

 

Вспомните мой рассказ о проблеме с низкой энергией. Вот как выглядел тот расклад:

 

8JC5SdjWJfE.jpg

 

И тут всё понятно. Первая карта - то, как я хотел бы чтобы у меня было с энергией. Вторая - как есть. Третья о том, что раньше я считал корнем проблемы недостаток грудного вскармливания в моём детстве. Четвертая про найденный у меня врачами синдром Жильбера. Дальше идут карты с перечислением факторов влияющих на мою энергетику. Эти факторы по схожести поделены на 4 группы - для каждой свой ряд. В ряду карты ранжированы по важности: первые - самые важные, дальше - меньше.

 

Понятный тут расклад, качественно описана проблема?

 

Я думаю, вполне.

 

Но тут всё так понятно именно потому что это я собирал этот расклад. Я в принципе такой человек, который всё систематизирует. Далеко не все ваши клиенты будут одержимы порядком.

 

Будут и полные противоположности. Есть клиенты, от которых очень сложно получить какой-то единый нарратив, объединяющий карты в раскладе. Карты кладутся хаотично. Одна не связана с другой. Схожие карты не подмечаются и не складываются рядом. Непонятно где начало, где конец истории. 

 

Смотришь на расклад и понимаешь что ничего не понимаешь. Как правило в голове у таких клиентов такой же сумбур, как на столе. И это норма. 

 

Более частый случай, когда карты всё же систематизируются, но лишь частично. 

 

Естественно, работать с первыми клиентами одно удовольствие. Они осмысливают и интегрируют материал о проблеме до появления подробнейшей рабочей модели. Как правило уже в процессе этого они понимают что нужно делать дальше. Диагностика совершенно естественно перетекает в коррекцию с минимальным участием психолога.

 

Вторые ничего не понимают. Работать с ними сложно. Материал вроде извлечён, но как вытягивание аномальной репы привело к распаду семьи всё равно не понятно.

 

Таких приходится активно заставлять думать. Просишь найти карту, которая обозначает проблему в целом и положить её в начало стола в крайнее левое или правое положение. Потом просишь расположить карты вдоль оси времени так, чтобы получилась связная история. Начало проблемы, усложнение, последствия. Обращаешь внимание что некоторые карты следует положить рядом, так как они близки по смыслу. Схожие карты просишь проранжировать по важности. К примеру, эта причина очень важная, а эта так себе. Когда материал интегрирован, просишь рассказать историю о проблеме, что значит каждая карта в раскладе и как она связана с предыдущей и следующей. 

 

Фактически, вы заставляете клиента думать о собственной проблеме, устанавливать причинно-следственные связи. И это неминуемо приводит его к новым идеям, желанию дополнить расклад недостающими фрагментами. Клиент начинает иначе понимать свою ситуацию. И вы тоже чуть глубже проникаете в суть его проблемы.

 

Тем, у кого происходит лишь частичная интеграция материала, я помогаю достичь большего. 

 

Думаю, главный посыл понятен - для диагностики недостаточно просто извлечь из клиента материал о проблеме. Это будут разрозненные куски информации, ценные, интересные, но не образующие полной картины. Эту картину вы не должны додумывать сами, не должны догадываться. Не пытайтесь изображать экстрасенса - ошибётесь.

 

Клиент сам вам всё расскажет, если вы заставите его как следует обдумать извлечённый материал.

 

Теперь, когда идея понятна, от общих рассуждений перейдём к конкретным рекомендациям.



 

2 этапа диагностики

 

Подводя черту под написанным выше скажу что для меня диагностика с мак при помощи техники “Искренний разговор о проблеме” делится на два этапа:

 
  1. Извлечение материала о проблеме;
  2. Обдумывание материала клиентом, интеграция его в связный рассказ, описывающий проблему.
 

Качественное выполнение обоих этапов техники должно привести к появлению на рабочем столе психолога символической модели проблемной ситуации клиента, максимально точно отражающей то, как эта проблема выглядит изнутри его психики.

 

Инсайты, озарения о собственной проблемной ситуации у клиента происходят по ходу обоих этапов. Их наличие - тоже показатель качества работы.

 

Ещё один важный маркер - внутреннее состояние клиента. Если диагностика проведена успешно, клиент испытывает удовлетворение от произошедшей работы и от того, что теперь сам глубже понимает свою проблему.

 

О первом этапе - извлечение материала - написано уже достаточно, вы теперь хорошо понимаете как это работает. Перейдём ко второму.

 

Чтобы подтолкнуть клиента думать над материалом в процессе извлечения следует придерживаться нескольких хитростей и рекомендаций.

 

1. Как правило, перед тем как приступить к технике “Искренний разговор о проблеме” на столе уже лежат две карты. Первая символически обозначает проблему, с которой клиент хочет разобраться, а вторая остаётся от техники “Замер состояния” и означивает состояние, которое возникает у клиента при мыслях о проблеме. Об этой технике мы говорили в прошлом уроке. Выглядит это примерно так: 

 

 

Соответственно, перед выполнением техники “Искренний разговор о проблеме” нам следует сдвинуть эти карты в крайнее правое или левое положение. Тем самым мы как бы задаём рассказу клиента начало координат. С большой вероятностью он поймёт это интуитивно и последующие карты будут класться начиная от карты, означившейся с проблемой в целом.

 

 

2. Как вы помните, сперва материал извлекается в открытую. Тут есть два варианта: 1) клиент листает колоду и сразу кладёт на стол карту, на которой увидел что-то на тему своего запроса, озвучивает материал; 2) клиент сперва выбирает из колоды все карты, на которых видит что-то общее со своей проблемой, держит их в руках, составляет связный рассказ о проблеме по этим картам и затем начинает выкладывать на стол, озвучивая рассказ. 

 

Я пользуюсь вторым вариантом, потому что если клиент будет выкладывать карты сразу, у вас на столе окажется просто бессистемный набор карт в ряд. Если же клиент вынужден сперва составить рассказ о проблеме по этим картам и выкладывать карты в порядке, определённом этим рассказом, это уже заставляет его начать думать, искать логику, а также задаёт структуру всего будущего расклада. Карты уже не просто так лежат на столе одна за другой - они оказываются связаны логически. Этот рассказ становится базой для итогового нарратива.

 

3. Карты, полученные в открытую, клиент сам выкладывает на стол в соответствии с тем рассказом о проблеме, который у него получился. Как правило направление от первой к последней карте может быть разным. Сверху вниз, снизу вверх, наискосок. Клиент выкладывает как ему удобно. Например, так:

 

 

Тут клиентка озвучивала материал выкладывая карты сверху вниз.

 

Во всех случаях, после того, как последняя карта оказывается на столе, необходимо переложить расклад так, чтобы карты размещались начиная от карты, обозначающей проблему. Согласитесь, так в раскладе появляется последовательность:

 

 

Для этого мы сами перекладываем карты, говоря клиенту, что для большей логики, раз уж мы рассказываем о проблеме, нужно начинать расклад вдоль стола от главной карты. Когда карты переложены правильно нужно повторить рассказ клиента по картам.

 

4. Периодически следует просить клиента повторить значения карт в раскладе. Рассказывая о проблеме раз за разом, или слыша пересказ от психолога, клиент постепенно формирует у себя более точное представление о проблеме. Наше мышление так устроено, что говорить о чём-то или писать равно думать об этом. Это как повторять содержимое параграфа, пока не станет всё понятно. Для меня самого самый лёгкий способ придумать что-то, начать рассказывать об этом собеседнику. В процессе беседы начинает осенять.

 

Мотивируя клиента раз за разом рассказывать о картах, мы провоцируем его думать.

 

5. Затем начинается извлечение карт вслепую. К этому моменту клиент уже понимает куда класть карты. Обычно они выкладываются в порядке их появления банально в ряд и получается что-то вроде такого:

 

 

Когда материал истощается, возникает ситуация, когда на столе две относительно неинтегрированные группы карт - полученные в открытую и вслепую. Их необходимо объединить. Для этого нужно попросить клиента переложить карты так чтобы получился складный рассказ о его проблеме. Самый простой способ расположить карты вдоль оси времени. Первыми идут карты о начале проблемы, в конце карты с последствиями. Посерёдке остальные, главное, чтобы получился связный рассказ.

 

В итоге клиент перекладывает карты и озвучивает что-то вроде: “Наверно правильнее было бы вот так их расположить. Вот моя проблема. Она возникает потому что я пытаюсь работать за счёт силы воли, тащу работу как этот осёл, но у меня нет графика, нормального рабочего места, я не высыпаюсь, общения недостаточно. Из-за этого всего я прокрастинирую, тяну время, не могу начать работать. Да ещё Артур мне мешает. Ученица отнимает слишком много сил и в моё личное время. В итоге я начинаю чувствовать себя загнаной в угол и так скоро попаду в больницу”.

 

Соответственно, расклад меняется так:

 

 

Если клиент озвучил складный рассказ о проблеме с использованием всех карт расклада - вы молодец.

 

6. Остаётся обратить внимание на группировку карт. Возможно, какие-то карты можно будет объединить по какому-то признаку, как в описании моей проблемы с энергией, где я сам сгруппировал карты, выделив факторы, влияющие на моё состояние. И уже сами факторы сгруппировал тоже - на уровне тела, на уровне эмоций и т.д.

 

Спросите клиента, нет ли в раскладе похожих карт. Если есть - сложите их рядом.

 

Чаще всего, люди замечают что значительная часть карт относится к причинам возникновения проблемы.

 

7. Ну и, если группы обнаружены, следует отранжировать карты в них по какому-нибудь признаку. Например по важности. Сперва самые важные причины, потом менее.

 

8. Дальше прямое означивание. Спрашиваем клиента, всё ли учтено в раскладе. Может есть что-то, что было упущено? Не хочет ли он что-то добавить?

 

Новые карты кладутся в расклад исходя из логики клиента. Их нельзя просто в сторонку положить. Они должны лечь так чтобы рассказ о проблеме не нарушился.

 

9. После того как расклад готов, просим клиента представить, что психолог ничего не знает о его проблеме и заново рассказать о ней используя только карты, лежащие в раскладе.

 

10. Если клиент в ходе рассказа упоминает что-то важное, какой-то объект, которого нет в раскладе, просим найти для него карту и добавить на стол.

 

11. Один из способов сделать представление о проблеме более объемным - выделить варианты развития событий. Например, вот карта, с вариантом, если ничего не делать, вот карта - с вариантом, если всё ухудшится, вот первый вариант действий, вот второй и т.д. Обычно клиент сам выкладывает на стол такие карты. Просто положите их так чтобы было явно видно это деление на варианты развития событий.

 

 

Как правило, всё вышеописанное стимулирует собственное мышление клиента и его итоговый рассказ о проблеме очень сильно отличается от того, что он говорил в начале.

 

А теперь пример такой работы.



 

Алла, 27 лет

 

К этому моменту мы уже проделали “Искренний разговор обо мне” и довольно быстро разобрались с запросом, который привёл её на консультацию. Алла - обычный невротик без психических патологий. Работа с картами её заинтересовала. Она легко её освоила, доверившись психологу и озвучив довольно глубокий материал о себе. Готова работать всеми тремя приёмами. Магического мышления у девушки немного, поэтому можно не напирать на работу в закрытую дабы придать значимость найденным картам. Работа в основном направлена на организацию и стимуляцию её мышления для разрешения собственных проблем. А также создание мотивации для последующего внедрения найденных решений.

 

Психолог: Есть ещё что-то, с чем хотелось бы поработать?

 

Алла: Так сразу ничего в голову не приходит.

 

Психолог: Если хочешь, можем поискать какой-нибудь затык для работы с помощью карт.

 

Алла: Давайте. А как?

 

Психолог: Возьми колоду и в открытую полистай её пока не увидишь карту, на которой будет какая-нибудь твоя проблема, что-то, что хотелось бы исправить, какое-нибудь страдание, которое ты сейчас переживаешь.

 

Алла берёт карты, начинает перебирать их в открытую, но уже на третьей карте останавливается, начинает смеяться.

 

Алла: Вот так я себя обычно чувствую.

 

Алла показывает карту:

 

 

Психолог: Серьёзно? Почему?

 

Алла: Из-за работы. У меня сейчас 2 клиента Один новый. Тема мне совершенно неинтересная, а отчёты каждый день надо писать. Не похалтуришь. Да ещё приходится обучать девушку, которую недавно взяли. Там 4-5 часов в день, я работаю из дома. Денег немного, но хватает. Но я всё время откладываю работу. Дела накапливаются. Когда уже совсем невыносимо становится, начинаю что-то делать. Часто ночью, в последний момент. График катастрофически сбился. Работа скучная. Ученица тупит непрерывно. Она с Украины, хорошая девочка, но всего боится, переспрашивает по десять раз. В общем, очень тяжело всё это идёт. Мне всё время хочется отвлечься, что я и делаю в итоге. Задачи опять накапливаются, но я ничего не разгребаю пока не становится совсем уже невыносимо. Тогда, наконец, сажусь и не начинаю фигачить пока не посинению. Заканчиваю под утро, когда нормальные люди просыпаются.

 

Психолог: Тоесть борешься с самой собой чтобы начать работать, проигрываешь, прокрастинируешь, начинаешь чувствовать вину и стресс из-за незакрытых задач. Потом стресса становится очень много и ты садишься и делаешь эту скучную, бесящую тебя работу в самый последний момент?

 

Алла: Да! Соответственно устаю и на следующий день опять не могу взяться за обязанности до самой ночи, играю, иногда смотрю аниме, прохожу уроки по 3д моделингу - должна же я хоть когда то радоваться жизни?! И всё повторяется сначала.

 

Психолог: Это проблема?

 

Алла: Конечно да!

 

Психолог: Хочешь попробовать это исправить?

 

Алла: Да. Эта карта… я теперь всё время себя так чувствую. Уже месяца полтора.

 

К слову о том как всё может пойти не по плану: в технике “Поиск проблемы” довольно много шагов - поиск проблемы в открытую, закрытую, проверка на актуальность, выбор самой беспокоящей карты. Но всё это может и не понадобиться - клиент уже на третьей карте озвучивает проблему, которая доставляет ему сильнейший дискомфорт. Как правило, если у клиента есть что-то, что его сильно беспокоит, он увидит это с первой попытки вне зависимости от приёма, которым извлекается карта.

 

Психолог: Хорошо. Займёмся этим. Клади карту на стол. Она будет символом проблемы. Как ты себя чувствуешь, когда думаешь сложившемся положении дел?

 

Алла: Да вот именно так и чувствую. Как на карте.

 

Психолог: Серьёзно? Прямо сейчас так себя чувствуешь? Мне кажется на карте то, как ты себя чувствуешь именно дома, в процессе прокрастинации. А как ты чувствуешь себя именно сейчас, когда думаешь об этой проблеме? Это ведь разные чувства, мне кажется.

 

Алла(задумавшись): Ну да, разные.

 

Алла берёт колоду без указаний и в открытую ищет карту и довольно быстро находит:

 

 

Алла: Вот эта.

 

Психолог: Почему она?

 

Алла: Видите, у неё тут такое же выражение лица, как на первой карте. Но получше немного. Всё как будто было хорошо, но она вспомнила про работу и её перекосило.

 

 

К слову о том как всё может пойти не по плану: у нас чуть не произошло фиаско. Клиентка чуть не выбрала карту, символизирующую проблему в качестве карты со своим актуальным состоянием. Но не нужно путать разные состояния. В технике “Замер состояния” в этот момент нам нужна была карта именно с состоянием клиентки, возникающим при актуализации проблемы, когда она думает о ней в данную минуту. Клиентка поняла разницу, но так бывает не всегда. Настаивайте на том, чтобы это были разные карты и типовая структура расклада сохранялась. Так вам будет проще ориентироваться в материале клиента. А клиенту будет проще думать о своей проблеме.

 

Психолог: Да, похожа. 

 

Начинается борьба за то, чтобы клиент начал думать. Как вы помните, первым пунктом там - сместить первые карты расклада в край стола, задав начало, от которого будут выкладываться остальные карты.

 

Смещаю карты из центра в край, чтобы задать начало расклада:

 

 

Психолог: Попробуй теперь рассказать о проблеме также, как мы это делали раньше, с помощью карт. Пролистай колоду и отложи все те, на которых увидишь что-нибудь общее со своей проблемой.

 

Алла листает колоду.

 

Психолог: Важны все карты, всё, что ты увидишь о проблеме. Если что-то не хочется говорить, можешь не рассказывать, но карту оставь в раскладе. Главное, что ты сама знаешь о чём она.

 

Примечание психолога: нужно обязательно уточнять о возможности работы без содержания, особенно на этапе обсуждения, анализа проблемы клиента. Часто как раз самые существенные аспекты проблемы клиенту неудобно проговаривать вслух. Также бывает, что клиенту трудно сформулировать что он видит или чувствует на карте. В этом случае также можно работать без содержания.

 

Алла отобрала небольшое количество карт, выкладывает первую:

 

 

Алла: Это про силу воли, которую я хочу в себе развить, если хочу как то нормально прожить жизнь. Можно, конечно, и без этого, но что это будет? Я имею в виду качество жизни. Невозможно ведь ничего толкового делать, если у тебя нет силы воли, способности преодолевать свою лень. Поэтому я пытаюсь и вот что получается:

 

Алла кладёт новую карту ниже первой: 

 

 

Алла: Я превращаюсь в такого вот осла. Какое-то время тащу на себе всё. Мне тяжело. Артур, мой парень, мне совсем не помогает.

 

Алла кладёт третью карту:

 

 

Алла: Устаю и начинаю чувствовать себя вот так.

 

На столе появляется новая карта

 

 

Алла: Мне кажется, я заболею, если так продолжится долго.

 

Новая карта добавляется в расклад:

 

 

Алла: А эта карта про то, что можно жить и без этих волевых усилий. Делать что хочу - играть, видосики смотреть, ездить на велике. Сдаться, стать безвольным, как студень. Вроде японских хикикомори. Вопрос в том, насколько это будет хорошая жизнь, насколько я сама буду себя уважать за такое положение дел. Пока я по этому пути идти не хочу.

 

Карты закончились. Расклад на столе в этот момент выглядит так:

 

 

Психолог: Это всё?

 

Алла: Да.

 

К слову о том как всё может пойти не по плану: как вы заметили, в открытую карт Алла извлекла немного. Полноценного представления о проблеме они не дают. Возможно ей показалось, что устного описания достаточно и не надо повторяться. Но у нас то задача получить подробный расклад, отражающий существующую проблемную ситуацию клиента. Поэтому придётся наверстать дефицит информации в закрытую. Иногда бывает с точностью до наоборот. Клиент в открытую извлекает подробнейший, детальный рассказ, а в закрытую уже не может ничего добавить.

 

Психолог: Не густо. Тоесть только два варианта? Или ты работаешь за счёт волевых усилий, превращаешься в осла, в конце концов забиваешься в угол и приближаешься к болезни, или полностью сдаёшься?

 

Алла: Ну, да.

 

Психолог: Ты же понимаешь, что вариантов гораздо больше.

 

Алла: Какие например?

 

Психолог: Как минимум можно остановиться на каком-то среднем варианте без чрезмерных волевых нагрузок, но и без превращения в хикикомори. Какой-нибудь умный вариант, не за счёт только силы воли, а сила, плюс расчёт, плюс немного безделья?

 

Алла: Да, наверно.

 

Психолог: Ладно. Давай переложим карты так чтобы в этом было больше логики начиная от нашей главной карты.

 

Перекладываю карты начиная от карты, символизирующей проблему:

 

 

Как вы видите тут мы выделили 2 варианта развития событий - если клиента будет тренировать волю и если сдастся.

 

Психолог: Теперь давай в закрытую поищем что ты упустила о своей проблеме, что-то, что надо бы сказать.

 

Я выкладываю колоду на стол веером рубашкой вверх. Алла вынимает одну карту:

 

 

Психолог: “Есть здесь что-то общее с твоей проблемой?”

 

Алла: Нет. Не знаю. Расставание - всё, что приходит в голову. Что-то не могу придумать.

 

Психолог: Ну, такое бывает. Давай её мне и тяни ещё одну.

 

Убираем карту, которая не извлекла никакого материала. Алла извлекает и рассматривает новую карту:

 

 

Психолог: Есть здесь что-то о твоей проблеме?

 

Алла: Да. У меня график сейчас ненормальный. Понедельник, вторник - выходной, а я хотела бы субботу, воскресенье, тем более, что по одному клиенту отчёт надо писать в пятницу, а по-другому пять дней в будни. Получается я и в свой выходной полностью расслабиться не могу, мне надо отправлять эти чёртовы отчёты. Девчонка эта тоже пишет когда ни попадя. У меня нет чёткого графика и это ещё больше меня разбалтывает. Вот этот календарь про недельный график, а наручные часы про дневной график. И того и того у меня нет.

 

Психолог: Ну да, был бы строгий тайминг - было бы, наверно, проще?

 

Алла: Да! Вот эти часы про это.

 

Психолог: Понятно. Тяни ещё карту.

 

 

Алла: У меня нет своего места. Мы находимся с моим парнем в одной комнате, а мне нужно иногда уединение. Я уже на балкон думаю перебраться. Хочу кушетку купить. Он мешает, ну и вообще тяжело вот так 24 на 7 быть на виду.

 

Психолог: С проблемой это как связано?

 

Алла: Я не могу отдыхать нормально, потому что он рядом играет. И работать трудно. Знаете, как то это расхолаживает и отвлекает. Я читала, что работать и отдыхать надо в разных местах - это дисциплинирует. Если, к примеру, решил, что работаешь на балконе, то там уже запрещено чекать вк, переписываться, смотреть что-то. Это помогает бороться с прокрастиницией. А мне негде.

 

Психолог: Можно же на кухню наверно пойти, балкон опять же.

 

Алла: Балкон заставлен, на кухне все тусуются периодически. Мы не одни в квартире живём.

 

Психолог: Понятно. Первая карта про отсутствие временных рамок - графика, а вторая про географические рамки, отсутствие места для работы и отдыха.

 

Алла: Да.

 

Психолог: Хорошо. Ещё карту.

 

Алла кладёт третью карту:

 

 

Алла: Это, наверно, про то, что мне не хватает общения. Мы никуда не ходим, друзья остались в Белгороде. Всё время в квартире. А мне это надо. Раньше я общалась с большими группами в играх, но сейчас это неудобно - Артур рядом. Я боюсь что помешаю ему, да и неудобно, там же шутят. Я тоже люблю что-нибудь такое сказануть. Для меня раньше это большое удовольствие было.

 

Психолог: Вы же вроде уже 4 года вместе, а всё ещё как-то стесняетесь его?

 

Алла: Неудобно. Это я к слову о том, что места для работы и отдыха нет. И качественного отдыха нет, потому что общения нет. Я не расслабляюсь. Нет качественного отдыха - нет качественной работы.

 

Психолог: Понял тебя. Тяни ещё.

 

Алла кладёт новую карту к раскладу:

 

 

Алла: Это прям в точку. Я всё время хочу спать - работаю то ночью. Но даже если вовремя ложусь - у Артура такой же дурацкий график, он мне мешает. На следующий день я невыспанная и это ещё одна причина почему я не могу взяться за работу вовремя.

 

Психолог: Работаю ночью, потому что днём невыспанная, а днём невыспанная, потому что работаю ночью. Круг замкнулся.

 

Алла: Ага.

 

Следующая карта:

 

 

Алла: Я не могу стартовать. Вот этот момент, когда надо закрыть браузер, включить программу и начать работать для меня самый трудный. По идее надо начать работать, а я всё откладываю и откладываю. Если удаётся начать, дальше всё уже гораздо проще, но вот как раз этого я и не могу.

 

Психолог: Ещё карту.

 

Алла тянет следующую карту, начинает смеяться:

 

 

Анна: Это про то, что надо убить Артура чтобы он мне не мешал.

 

Алла берёт ещё несколько карт, но ничего существенного сказать больше не может.

 

Психолог: Хорошо. Давай подытожу. В общем то у тебя неплохая удалённая работа из дома, позволяющая  тебе платить по счетам и занимающая всего 4-5 часов в день. Но скучная и немного подбешавающая из-за необходимости учить новенькую. Но в последнее время в связи с работой ты чувствуешь себя очень плохо Причин такого состояния много. Во-первых сама работа трудная. Ты делаешь её исключительно за счёт волевых усилий. Сама по себе она тебе неинтересна Очень сильно устаёшь У тебя нет удобного графика Нет нормального рабочего места. Отдых твой неполноценен, потому что тебе мешает твой пареньТы всё время хочешь спать И тебе не хватает общения В результате ты всё время откладываешь работу, прокрастинируешь, чувствуешь из-за этого вину и тревогу и только на максимуме этих чувств начинаешь таки работать, затягивая всё до самого последнего момента. Делаешь это ночью, из-за чего устаёшь, не высыпаешься и на следующий день всё повторяется. Я что-нибудь упустил?

 

Алла: Да, вот эта карта Сила воли. Мне плохо, я не могу организоваться. Если пытаюсь это сделать как-то с помощью силы воли, через некоторое время просто сдаюсь. Ничего не получается. Нужно что-то другое. Мне нравится вот эта карта.

 

Алла берёт карту:

 

 

Алла: Видите, тут часы, календарь. Кажется, что у этого человека всё организовано по-умному, как вы сказали. Есть время для отдыха, есть для работы.

 

Психолог: Да, хороший вариант. Сейчас мы закончим и займемся им. Посмотри на расклад. Может есть ещё что-то, что бы ты хотела добавить? Уже без карт. От себя.

 

 

Алла: Вроде нет. Ничего не могу придумать.

 

Психолог: Давай подумаем, может расклад можно поменять как-нибудь чтобы тут было больше логики. Не хочешь какие-то карты поменять местами, переложить. К примеру, эти последние 6 карт выглядят как причины, из за которых возникла проблема. А вначале описание самой проблемы. Разложи, пожалуйста карты так, чтобы получится рассказ о твоей проблеме. 

 

Алла начинает двигать карты.

 

Алла: Наверно правильнее было бы вот так их расположить. Вот моя проблема. Она возникает потому что я пытаюсь работать за счёт силы воли, тащу работу как этот осёл, но у меня нет графика, нормального рабочего места, я не высыпаюсь, общения недостаточно. Из-за этого всего я прокрастинирую, тяну время, не могу начать вовремя. Да ещё Артур мне мешает. Ученица отнимает слишком много времени и в моё личное время. В итоге я начинаю чувствовать себя загнаной в угол и так скоро попаду в больницу.

 

Теперь расклад выглядит вот так:

 

 

Психолог: Да, хорошо. Мне кажется мы разобрались. А тебе как?

 

Алла(смеётся): Скучновато, но да, разложили по полочкам.

 

КОНЕЦ ПРИМЕРА

 

Всё, это окончательный вариант техники “Искренний разговор о проблеме”. Больше мы ничего в ней менять не будем.

 

Проблема описана? Очевидно, да. 

 

К Алле мы ещё вернёмся, когда будем говорить о коррекции, а пока освоим ещё одну технику на диагностику.



 

Домашнее задание

 

Выберите 1 свою проблему и попробуйте проделать “Искренний разговор о проблеме” с учётом того, что вы теперь знаете об извлечении материала и его последующем анализе.

 

Повторите экзекуцию с проблемой другого человека.



 

Резюме урока

 

Диагностика с МАК при помощи техники “Искренний разговор о проблеме” делится на два этапа:

 
  1. Извлечение материала о проблеме;
  2. Обдумывание материала клиентом, интеграция его в связный рассказ, описывающий проблему.
 

Качественное выполнение обоих этапов техники должно привести к появлению на рабочем столе психолога символической модели проблемной ситуации клиента, максимально точно отражающей то, как эта проблема выглядит изнутри его психики.

 

Чтобы подтолкнуть клиента думать над материалом в процессе извлечения следует придерживаться нескольких хитростей:

 
  1. Первые карты, означивающие проблему в целом и состояние клиента при мысли о проблеме необходимо смещать в крайнее положение, задавая начало расклада;
  2. Карты, извлекаемые в открытую должны выкладываться на стол так чтобы из них получился связный рассказа. 
  3. Во всех случаях, после того, как последняя карта, полученная в открытую, оказывается на столе, необходимо переложить расклад так, чтобы карты размещались начиная от карты, обозначающей проблему в целом. 
  4. Периодически следует просить клиента повторить значения карт в раскладе. Рассказывая о раскладе клиент одновременно о нём думает. 
  5. Карты получаемые вслепую выкладываются как клиенту удобно. Когда материал истощается, нужно попросить клиента переложить эти карты в расклад так чтобы получился связный рассказ о проблеме.
  6. Группировка карт по схожести. Спросите клиента, нет ли в раскладе похожих карт. Если есть - сложите их рядом.
  7. Ну и, если группы обнаружены, следует отранжировать карты в них по какому-нибудь признаку. Например по важности.
  8. Карты, полученные прямым означиванием нельзя просто в сторонку положить. Они должны лечь так чтобы рассказ о проблеме не нарушился.
  9. После того как расклад готов, просим клиента представить, что психолог ничего не знает о его проблеме и заново рассказать о ней используя только карты, лежащие в раскладе.
  10. Если клиент в ходе рассказа упоминает что-то важное, какой-то объект, которого нет в раскладе, просим найти для него карту и добавить в расклад.
  11. Один из способов сделать представление о проблеме более объемным - выделить варианты развития событий. Например, вот карта, с вариантом, если ничего не делать, вот карта - с вариантом, если всё ухудхится, вот 1 вариант действий, вот второй и т.д. Обычно клиент сам выкладывает на стол такие карты. Просто положите их так чтобы было явно видно это деление на варианты развития событий.
 

Как правило, всё вышеописанное стимулирует собственное мышление клиента и он всесторонне обдумывает проблему.

 

Признаком того, что это произошло является появление у клиента инсайтов и способность сформулировать по раскладу подробный рассказ о своей проблеме.

 

Ещё один маркер качественного выполнения техники - изменение внутреннего состояния клиента. Он удивлён и удовлетворён тем, как расклад описывает проблему.

 

Переход к десятому уроку