МАК техники. Самая полная классификация

Здесь мы собрали и классифицировали классические МАК техники, которые знает и использует любой практикующий специалист. Всего около 50 штук.

Ниже вы найдёте удобный перечень этих техник, сгруппированных по этапам консультирования и теме запроса.

Благодаря гиперсылочной навигации вас мгновенно перенесёт к нужной части текста после клика по названию раздела или техники.

Список будет пополняться пока не станет исчерпывающим. Пользуйтесь им как справочником.

Содержание

ОЗВУЧИВАНИЕ КЛИЕНТОМ ПРОБЛЕМЫ/ПЕРВИЧНОГО ЗАПРОСА

После приветствия и парочки вежливых фраз психолог, как правило, задаёт вопрос: “Что вас привело?”

То, что клиент озвучивает в этот момент, чаще всего жалоба, просто рассказ о том, как что-то идёт иначе, чем ему нужно. Это первичный запрос.

Под первичным запросом в психологии принято понимать явно выражаемую пациентом просьбу или жалобу, его первое словесное формулирование своих трудностей, в разре­шении которых он ожидает найти помощь у психолога.

На данном этапе никакие специальные техники с МАК не нужны.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОЖИДАНИЙ КЛИЕНТА

Задача этого этапа — выяснить ожидания клиента по итогам встречи.

Ожидания определяются простым вопросом: “Каких результатов вы ждёте от этой встречи?”

Если ожидания нереалистичны или не адекватны тому, что психолог реально может сделать, это необходимо прояснить. Следующий шаг — дать клиенту представление о реальных результатах, которых можно достичь по итогам консультации, тоесть скорректировать его ожидания. Если этот результат удовлетворяет клиента, обсуждается вопрос оплаты и работа переходит к следующему этапу.

МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА, ОБУЧЕНИЯ КЛИЕНТА РАБОТЕ С МЕТАФОРИЧЕСКИМИ КАРТАМИ

Данные техники обычно применяются на первой встрече. Их цель — снять начальное напряжение, немного познакомиться и обучить клиента работе с метафорическими картами. В зависимости от того, какая техника используется для “Знакомства” достигаемые эффекты будут немного различаться.

Техники представлены в порядке убывания их сложности.

Техника “Искренний разговор обо мне”

Цель мак техники:

  1. Знакомство психолога и клиента.
  2. Снятие начального напряжения.
  3. Получение примерного представления о личности клиента. Оценка можно ли ему помочь и стоит ли вообще браться за дальнейшую работу.
  4. Обучение клиента 3 приёмам работы с картами(в открытую, в закрытую, прямое означивание с помощью метафоры) и 5-ти способам извлечения материала из психики.
  5. Создание атмосферы искренности, способствующей последующему самораскрытию клиента.
  6. Если раскрытие клиента не происходит или происходит лишь частично, в ходе выполнения техники определяются приёмы извлечения материала, которые кажутся клиенту безопасными и могут применяться в работе с ним в дальнейшем.

Применяемые колоды: для выполнения техники идеально подходят универсальные колоды метафорических карт вроде Ох. Универсальные колоды содержат простые изображения практически из всех главных контекстов человеческой жизни. В них много карт, на которых клиент наверняка увидит что-то о своём детстве, семье, работе, здоровье, материальном положении. Соответственно, применяя универсальную колоду, вы получите более менее полное представление о клиенте.

Порядок действий:

  1. Пролистайте колоду в открытую со словами “Сейчас я выберу из колоды те карты, глядя на которые мне придёт на ум что-то о моей жизни”
  2. Выбранные карты кладите перед собой, группируя как вам удобно, объясните: “Карты можно группировать так, как удобно”.
  3. Последовательно озвучьте материал о своей жизни, который возникает при взгляде на каждую карту. Извлечённые карты остаются лежать перед вами.
  4. Попросите клиента повторить манипуляции, предупреждив, что если при взгляде на карту возникает что-то личное, рассказывать об этом не обязательно, хотя это, возможно, позволило бы узнать друг друга лучше. Выслушайте получившийся рассказ.
  5. Возьмите колоду рубашкой вверх и объясните, что с картами можно работать и в закрытую. Иногда так даже интереснее. Выберите три карты и положите их перед собой: “Сейчас я буду говорить первое, что придёт мне в голову о моей жизни при взгляде на карту”.
  6. Последовательно переверните карты, озвучивая появляющийся материал. Желательно использовать разные способы извлечения материала для каждой карты чтобы клиент мог им имплицитно обучиться.
  7. Попросите клиента повторить приём. Объясните, что, если при взгляде на карту, в сознании появляется что-то личное, озвучивать это не нужно, можно просто взять другую. Выслушайте материал, возникающий у клиента.
  8. Объясните, что есть ещё третий способ рассказать о себе что-то небанальное — просто взять и рассказать что хочешь, подобрав для этого карту. Возьмите несколько карт и расскажите о себе то, что хотите, объясняя почему выбрали именно эти изображения.
  9. Попросите клиента повторить приём, каждый раз уточняя почему выбрана именно эта карта.

Техника “Окно ДжоГарри”

Цель мак техники:

  1. Знакомство психолога и клиента.
  2. Снятие начального напряжения.
  3. Обучение клиента основным приёмам работы с картами.
  4. Создание атмосферы искренности, способствующей последующему самораскрытию клиента.
  5. Самопознание клиента.

Применяемые колоды: техника описывается для выполнения с любой сюжетной колодой, предпочтительно универсальной, вроде классической Ох. Также можно применять с портретной колодой чуть изменив формулировки.

Порядок действий:

  1. Рассказать о методике, лежащей в основе техники, таблице ДжоГарри. Сказать, что сейчас вы проделаете эту технику вместе чтобы познакомиться.
  2. В открытую найти в колоде карту, на которой увидите что-то, что вы знаете о себе и что знают о вас другие. Объяснить клиенту почему именно эта карта, что общего между ней и вами. Положить карту перед собой.
  3. Попросить клиента повторить приём. “Теперь вы. Найдите в колоде карту, на которой увидите что-то, что вы знаете о себе и что знают о вас другие”. когда карта найдена, спросите, почему именно она, что общего между картой и клиентом. Расскажите, что на картах — открытая часть наших личностей, то, что мы хорошо о себе знаем и что охотно рассказываем другим людям. Следующий приём будет посложнее.
  4. Объяснить, что существует второй приём выбора карт — в закрытую. Выбрать в закрытую одну карту и положить её к первой справа. Сказать: “На этой карте будет что-то, что знают обо мне другие люди, но чего я о себе не знаю”. Перевернуть карту. Рассказать, что увидел.
  5. Попросить клиента повторить приём. “Теперь ваша очередь. Вытяните карту, на которой будет, что-то, что вы не знаете о себе, но остальные знают”. После  вытягивания карты и озвучивания материала, уточните, что эта карта указывает на слепое пятно — часть личности, которую мы о себе не знаем, а она есть. Обычно мы можем узнать о ней только из рассказов других людей о нас. Попросить положить карту в ряд справа от первой карты.
  6. Сказать: “На следующей карте будет что-то, что я о себе знаю, а другие нет”. В открытую найти карту. Озвучить материал. Положить карту под первую.
  7. Попросить клиента повторить приём. После озвучивания материала объяснить, что на этой карте теневая часть личности, то, что мы скрываем о себе по разным причинам. То, что психологи называют Тень.
  8. В закрытую извлечь новую карту и положить её под 2 карту. Сказать: “А теперь то, что ни я и никто другой не знает обо мне, но оно есть. Перевернуть карту и озвучить материал.
  9. Попросить клиента повторить манипуляцию. выслушать материал, объяснить, что это неиспользуемая часть человека, его потенциал. О том, что это, можно будет подумать потом. Часть этой части человека можно выяснить, если спросить его чем он занимался в юности и детстве, но бросил. То, что он знал о себе, но забыл.
  10. Объяснить, что в целом, эти четыре части составляют личность человека и теперь мы оба довольно много знаем друг о друге, а значит наше знакомство состоялось.

Техника “Знакомство”

Цель мак техники:

  1. Знакомство психолога и клиента.
  2. Обучение работе с картами в открытую.
  3. Провокация самопознания клиента, а именно осознания им своего Идеал-эго..

Применяемые колоды: портретные колоды вроде Персона и Персонита. Также годятся моноколоды составленные из близких человеку образов вроде животных, домов и деревьев.

Порядок действий:

  1. В открытую выбрать из портретной колоды карту “Точно я”. “Это совершенно точно обо мне”. Рассказать клиенту почему именно эта карта. Что общего между ней и вами. Положить карту перед собой.
  2. Попросить клиента повторить приём.
  3. В открытую выбрать из колоды карту “Точно не я”. “Это совершенно однозначно не обо мне”. Рассказать почему выбрана именно эта карта. Положить карту рядом с первой.
  4. Попросить клиента повторить приём.
  5. Объяснить, что первая карта показывает нас такими, какими мы себя считаем. Это та часть, которую мы о себе осознаём и которой мы обращены к другим людям. Вторая карта — это противоположность первой, отторгаемая часть нашей личности. Возможно, именно здесь есть какие-то качества, которых нам не хватает, а то и источник многих наших проблем.

Техника “Представление”

Цель мак техники:

  1. Знакомство психолога и клиента.
  2. Обучение работе с картами в открытую.

Применяемые колоды: универсальные, сюжетные, аллегорические.

Порядок действий:

  1. Высказать колоде запрос: “Хочу увидеть на карте что-то, что мне в себе нравится”. ВО пролистать колоду. Найти карту, при взгляде на которую возникнет соответствующий материал. Озвучить его. Положить карту перед собой.
  2. Попросить клиента повторить действия.
  3. Высказать колоде запрос: “Хочу увидеть на карте что-то, что мне в себе НЕ нравится”. ВО пролистать колоду. Найти карту, при взгляде на которую возникнет соответствующий материал. Озвучить его. Положить карту перед собой.
  4. Попросить клиента повторить действия.
  5. Подытожить, что знакомство состоялось.

ЗАМЕР СОСТОЯНИЯ

Отслеживание внутреннего состояние клиента на консультации — неотьемлемая часть работы психолога. Метафорические карты особенно полезны для этой цели. Чаще всего замер состояния необходим после актуализации проблемной ситуации клиента, по итогам вмешательства и в конце консультации.

Все мак техники, используемые для этой цели почти идентичны, поэтому особого разнообразия в этом разделе не будет.

Техника “Замер состояния”

Цель мак техники: определение переживаемого клиентом состояния.

Применяемые колоды: состояние можно означить картой из абстрактной типа Экко, портретной или универсальной колоды. Для ряда состояний также прекрасно подходят колоды с видами природы вроде Хабитат. Для ресурсных состояний — специальные ресурсные колоды. По сути подойдёт любая карта, на которой клиент увидит что-то общее со своим состоянием.

Порядок действий:

  1. Попросите клиента подумать о ситуации, в которой нужно замерить состояние, представить себя там. Спросите, что он чувствует.
  2. Попросите в открытую найти в колоде карту, которая будет напоминать ему эти чувства.
  3. После того как карта найдена, попросите его объяснить свой выбор, что общего у карты и его состояния.
  4. Выслушав ответ, попросите его обратить внимание где именно в теле находятся эти чувства. Приятные они или нет?
  5. Попросите его запомнить это чувство.

МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ КЛИЕНТА, ЕСЛИ ОНО ПРЕПЯТСТВУЕТ РАБОТЕ

Управление состоянием может понадобиться во многих случаях:

  1. В случае работы с травмой, когда клиент испытывает дискомфорт погружаясь в обсуждение обстоятельств своей травмы.
  2. В случае, если клиент испытывает слишком сильный гнев на каких то людей и обстоятельства, препятствующий конструктивной работе.
  3. В случаях когда клиент испытывает смесь гнева и печали, жалеет себя и на что-то сильно обижен, что мешает переключить его в рабочее состояние.
  4. В случаях переживания сильного горя от потери, из-за которых срывается на плач.
  5. В случаях преувеличенного представления о своих потерях.
  6. В случаях, когда у клиента явно не хватает оптимизма перед предстоящими ему действиями по решению проблемы и т. д.

Техника “Ресурсное место”

Цель мак техники: данная техника необходима в тех случаях, когда во время консультации клиент переживает дискомфортное внутреннее состояние, препятствующее его полноценной вовлечённости в консультацию. Её применение особенно актуально при работе с травмой или с клиентами в острой фазе какого-нибудь страдания.

Применяемые колоды: колоды составленные из изображений различных географических локаций вроде немецкой Хабитат или одноимённой колоды “Ресурсное место”.

Порядок действий:

  1. Вспомнить какое-нибудь место, в котором было очень хорошо. Может быть в детстве, может на отдыхе — не важно. Практически у всех есть такое место в памяти.
  2. Когда такое воспоминание найдено, выбрать из колоды карту или несколько, которые будут похожи на то место, при взгляде на которые будут появляться те же чувства.
  3. Когда карты выбраны, уточнить почему именно они. Немного рассказать о том месте. Обратить внимание на состояние. Оно приятное? Где в теле оно находится? Можете усилить это ощущение?
  4. Убедиться, что взгляд на карту вызывает появление приятного внутреннего состояния.
  5. Объясните клиенту, что если ему станет плохо, он в любой момент может получить облегчение, посмотрев на карту и представив себя там.
  6. Если клиент забывает об этом и вы видите ухудшение его состояния, останавливайте работу и предлагайте ему посмотреть на карту.

Техника “Сравнение себя с другими”

Цель мак техники: коррекция преувеличенно плохого представления о своём жизненном положении через сравнение его с теми, кому ещё хуже. Только после этого можно переходить к поиску конкретных шагов для изменения ситуации.

Применяемые колоды: портретные(Персона, АльтерЭго).

Порядок действий:

  1. Найти ВО карту “Я сейчас”. Почему именно она? Что чувствует человек на карте?
  2. ВО выбрать из колоды карты с людьми, которым плохо.
  3. Из выбранных карт выбрать людей которым ещё хуже, чем вам.
  4. Рассказать про каждую карту. Кто на ней изображён? Что он чувствует? Что с ним случилось?
  5. Сделать вывод.

Техника “Взгляд из вечности”

Цель мак техники: данную технику следует применять в ситуациях чрезмерной вовлечённости консультируемого в его проблему, когда описываемые им обстоятельства драматизируются и в его глазах выглядят совершенно непреодолимыми. Прежде, чем переходить к конкретике следует изменить восприятие масштаба проблемы чтоб она больше не казалась столь неразрешимой.

Применяемые колоды: универсальные или аллегорические.

Порядок действий:

  1. Выбрать ВО карту, которая означит проблему. Уточнить почему именно эта карта? Уточнить как себя чувствует консультируемый. Где локализуются ощущения? Насколько они неприятные?
  2. Представить бедуина, живущего где-нибудь в пустыне в средние века. ВО найти карту того, как будет выглядеть проблема консультируемого в его глазах. Изменилось ли ощущение в теле?
  3. Представить космическое существо, живущее в открытом космосе миллион лет. Как оно видит проблему консультируемого? В открытую найти карту, которая означит видение на проблему из космоса этим древним существом. Изменилось ли ощущение в теле?
  4. Представить римского легионера стоящего в первом ряду когорты прямо перед боем. Через 3 минуты на легион обрушится армия гуннов. Как бы он отнёсся к проблеме консультируемого? Найти карту, которая означит видение легионера. Изменилось ли ощущение в теле?
  5. Представить своего предка. Это раненый охотник, который бредёт через лес, неся на себе добытую косулю. Он несёт её домой в хижину, где его ждёт голодающая из-за затянувшейся зимы семья. Как он отнёсся бы к проблеме консультируемого? Найти карту для его точки зрения.
  6. Представить Бога в момент рождения мира. Только что была первородная тьма и вот мир появился. Как он отнесётся к проблеме консультируемого? Найти карту, которая означит видение Бога. Изменилось ли ощущение в теле?

МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПЕРВИЧНОГО ЗАПРОСА НА ИСТИННОСТЬ

Если первичный запрос сформулирован как жалоба на текущую ситуацию, используйте техники “Определение актуальности проблемы”.

Если первичный запрос сформулирован как желание достичь цели, то проверка истинности цели производится с помощью техники “Определение нужности цели”.

Техника “Определение актуальности проблемы”

Цель мак техники: достижение понимания действительно ли использующий технику страдает из-за озвученной им проблемы. Возможно, он страдает совсем из-за другой проблемы. Или не страдает вообще, придя на консультацию, которую ему навязали.

Применяемые колоды: универсальная(Ох), сюжетная(Сага, Мифы), аллегорическая(Леди Якобс).

Порядок действий:

  1. Найти карту, на которой клиент увидит озвученную им проблему. Поговорить о карте: что на карте, как это связано с проблемой? Обратить внимание на чувства. Какое состояние возникает при мыслях о проблеме/взгляде на карту.
  2. Представить, будущее, в котором данная проблема каким то волшебным образом решилась. Найти карту для этой ситуации. Почему именно эта карта?
  3. Возникает ли чувство облегчения и радости при взгляде на эту карту? Если да, то где в теле эти чувства находятся. Обычно облегчение чувствуется в животе и груди. Если оценивать это ощущение по силе, то как его можно оценить от 1 до 10, где 1 нормальное состояние, а 10 это прямо счастье? Если ощущений нет, радость слабая или её вообще нет, озвученный запрос ложный. Решение данной проблемы не принесет облегчения клиенту. Нет смысла тратить время на работу с данной проблемой.

Техника “Определение нужности цели 1”

Цель мак техники: достижение понимания действительно ли заявленная цель является желанной.

Применяемые колоды: универсальная, ситуационная.

Порядок действий:

  1. В закрытую выбрать 5 карт. Положить их в ряд рубашками вверх.
  2. Задать 1 карте вопрос: “Что мне даст достижение этой цели?“ Перевернуть карту. Озвучить увиденный ответ. Какие чувства возникают по этому поводу?
  3. Задать 2 карте вопрос: “Что я потеряю достигнув цели?” Перевернуть карту. Озвучить увиденный ответ. Какие чувства возникают по этому поводу?
  4. Задать 3 карте вопрос: “Что я выиграю цель будет достигнута?” Перевернуть карту. Озвучить увиденный ответ. Какие чувства возникают по этому поводу?
  5. Задать 4 карте вопрос: “Что я проиграю, если цель будет достигнута?” Перевернуть карту. Озвучить увиденный ответ. Какие чувства возникают по этому поводу?
  6. Задать 5 карте вопрос: “К чему приведёт достижение этой цели?” Перевернуть карту. Озвучить увиденный ответ. Какие чувства возникают по этому поводу?
  7. Подытожить найденные ответы. Дополнительно обсудить возникающие мысли на их счёт.
  8. Объяснить, что нейтральные или негативные ожидания от достижения цели сигнализируют о ненужности цели. Если ожидания позитивные, состояние меняется в лучшую сторону, цель является сущностной.

Техника “Определение нужности цели 2”

Цель мак техники: достижение понимания действительно ли использующий технику желает достичь озвучиваемую им цель. Насколько сильно это желание? Нет ли более актуальной цели? Не является ли цель навязанной?

Применяемые колоды: портретная.

Порядок действий:

  1. Подумайте о своей цели.
  2. Выберите карту “я достигший цель”. Объясните почему именно она. Опишите, что чувствует тот, кто изображён на карте. Насколько он рад достижению от 1 до 10?
  3. Выберите карту “я не достигший цель”. Объясните почему именно она. Опишите, что чувствует тот, кто изображён на карте. Насколько он расстроен от 1 до 10?
  4. Возможно, есть ещё какой-то вариант кроме этих двух. Какая-то другая цель. К примеру, подождать. Найдите карту с альтернативой. Озвучьте её. Насколько она нравится от 1 до 10?
  5. Какая из карт нравится больше?
  6. Выберите карту “я знающий, почему иду к этой цели”. Объясните почему именно она. Кто на карте, клиент или кто-то другой? Если другой, то кто именно?
  7. Ответьте на вопрос, зачем знающему нужна эта цель?
  8. Ответьте на вопрос, тот ли результат получился? Достигший — это именно то, что знающий хотел?
  9. Если достижение цели не вызывает особой радости, а недостижение не огорчает, сила мотивации идти к цели слабая. Возможно, цель не так уж и нужна. Если есть более актуальная альтернатива цели, можно предложить консультируемому направиться именно к ней. Если “Знающий” это не сам консультируемый, а кто-то другой вроде родителей, цель не его, она навязанная. В этом случае, мотивации тоже не будет. Если Достигший это не то, что Знающий хотел, лучше определить другую, более подходящую цель.

ДИАГНОСТИКА. МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ РАССКАЗА О ПРОБЛЕМЕ КЛИЕНТА

Если первичный запрос клиента находится в сфере компетенции специалиста, ожидаемый результат работы с клиентом ему понятен и приемлем, а внутреннее состояние не препятствует работе, следует перейти к подробному интервью, в котором будут выяснены все значимые для дела детали.

Техника “Искренний разговор о проблеме”

Цель мак техники:

  1. Получение качественного описания проблемы клиента как она есть в его психике.
  2. Достижение более полного понимания проблемы у самого клиента. Провоцирование у клиента инсайтов о проблемной ситуации.
  3. Получение расклада карт, который понадобится для следующих этапов работы.
  4. Подготовка к формулировке более сущностного запроса и превращения его в рабочий для коррекции проблемы.
  5. Выполнение техники даёт психологу время продумать предстоящую коррекцию.

Применяемые колоды: универсальные или тематические колоды, тема которых совпадает с первичным запросом.

Порядок действий:

  1. Объясните клиенту цель выполнения техники.
  2. Попросите клиента представить, что вы ничего не знаете о его проблеме, что он ещё о ней не рассказывал. Если этого не делать у некоторых клиентов возникает ощущение, что психолог уже всё знает, повторяться нет смысла, и в дальнейший расклад выкладывают только карты с материалом, про который, как им кажется, они ещё не упоминали. В результате расклад оказывается куцый и в нём многого не хватает.
  3. Попросить клиента пролистать колоду в открытую и выбрать из неё те карты, на которых он увидит что-то общее с его проблемой.
  4. Пока клиент выбирает карты, расскажите о возможности работы без содержания. При описании проблемы важен любой возникающий материал, поэтому карты, которые вызывают что-то личное, постыдное или неприятное не следует отбрасывать, как в ходе “Искреннего разговора обо мне”. Лучше добавлять их в расклад, куда удобно, но не озвучивать, что они обозначают для клиента. Достаточно того, что он сам знает, что за аспект проблемы за ними скрывается.
  5. Объясните, что о картах можно говорить в любом порядке, как удобно. Карты можно группировать и раскладывать как удобно. Можно говорить о каждой карте отдельно, а можно составить рассказ, если, к примеру, разложить карты от главной к второстепенным или вдоль линии времени.
  6. Попросите клиента озвучить, что он видит о своей проблеме в каждой карте.
  7. Попросите клиента извлечь карту вслепую, говоря, что на них он увидит что-то важное на тему проблемы, что было им упущено. Новые карты добавляются к конфигурации, созданной в открытую исходя из логики клиента. Как правило, в какой-то момент клиент начинает повторяться, не может понять, что означают новые карты, говорит банальности либо вообще больше не может ничего придумать. Обычно это значит, что мы получили весь доступный материал на заданную тему, который есть в его психике.
  8. Когда материал истощился, попросите клиента в целом посмотреть на полученную конфигурацию и подумать, что упущено, не может ли он ещё что-то добавить от себя. 9) если такое обнаруживается, для этого материала подбираются карты прямым означиванием. Клиент проговаривает новый материал. Следует уточнить почему именно эти карты, что у них общего с озвучиваемым аспектом проблемы.
  9. После того, как клиент говорит, что уже не может ничего добавить, попросите его не хочет ли он как-то иначе разложить карты. Например, сгруппировать близкие по смыслу, выделить главные и второстепенные в каждой группе, разложить карты вдоль оси времени, в соответствии с причинно-следственными связями или в соответствии с какой-то другой логикой. Если клиент не может сделать этого сам, подскажите ему. Можно несколько раз переложить расклад в соответствии с разными логиками, выбрав в итоге тот, который понравится клиенту больше всего. Главная цель этого этапа — заставить клиента проанализировать полученный материал.
  10. Попросите клиента сфотографировать расклад, чтобы иметь возможность подумать о нём позже. Техника окончена.

Техника “Мандала-диагностика”

Цель мак техники: получение от клиента рассказа о проблеме. Создание расклада карт, необходимого для дальнейшей коррекции.

Применяемые колоды: универсальные или тематические в соответствии с темой первичного запроса.

Порядок действий:

  1. Определиться с приёмом, которым будут извлечены карты в дальнейшей работе.
  2. Найти карту, которая означит проблему. Уточнить почему именно она. Положить карту в центр будущего расклада.
  3. Рассказать о проблеме, в открытую или в закрытую находя карты-аспекты проблемы. Карты аспекты, после озвучивания означенного с ними материала разложить вокруг карты-проблемы. Карт обычно 4, 5 или 8 в зависимости от наличия времени и глубины работы.
  4. Когда расклад получен, посмотреть не хочется ли заменить карту-проблему. Это проверка запроса на истинность. Если в ходе расклада всплыл в сознание более истинный запрос, захочется заняться именно им и заменить карту-проблему.
  5. В случае, если новый запрос сильно отличается от старого, может понадобиться новый рассказ о проблеме и, соответственно, следует разложить новый расклад поверх старого.

УТОЧНЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО ЗАПРОСА

После того, как рассказ о проблеме получен следует кивнуть на расклад и спросить: “Что хотелось бы с этим сделать?”

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВИЧНОГО ЗАПРОСА В РАБОЧИЙ

Если первичный запрос изменился, его снова нужно скорректировать так, чтобы он устраивал обе стороны — клиента и психолога. Текстов об этом очень много, в рамках нашего списка техник нет смысла заострять на этом внимание.

МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ

После получения более менее полного представления о проблеме, психолог делает выводы о сущности проблемы клиента. Это самая важная часть диагностики, ради которой получают психологическое образование, и проходит она целиком в голове психолога. К сожалению, этому не научить в рамках срочных краткосрочных курсов вроде нашего.

Как бы там ни было, а после постановки диагноза в зависимости от сделанных выводов психолог может перейти к коррекции, а может продолжить диагностику, углубив понимание сути проблемы с помощью специальных техник. Эффект этих техник выходит за рамки диагностики и по сути плавно срастается с коррекцией.

Какая именно это будет техника зависит от конкретного случая.

Техника “Искренний разговор о причинах проблемы” без предваряющего выполнения техники “Искренний разговор о проблеме”

Цель мак техники:

  1. Углубление понимания психологом и клиентов проблемной ситуации;
  2. Выяснение психологом причин проблемы, с которой пришёл клиент, как он сам их видит.
  3. Достижение ясности у самого клиента в понимание им причинно-следственных связей, приведших к проблеме.
  4. Провокация возникновения у клиента инсайтов о причинах возникновения его проблемной ситуации;
  5. Получение расклада, отражающего причины проблемы клиента для последующей коррекции.

Применяемые колоды: для выполнения техники удобны универсальные колоды, а также тематические колоды, содержание рисунков которых соответствует теме запроса.

Порядок действий:

  1. Попросите клиента положить в начало будущего расклада карту, на которой он видит свою проблему в целом.
  2. Попросите клиента поискать причины проблемы в открытую. Новые карты добавляйте в расклад как удобно клиенту. Найденные причины сразу озвучивать.
  3. Попросите клиента поискать причины проблемы вслепую. Добавьте их в расклад. Карты выбираются вслепую до того, как клиент начнёт повторяться, или перестанет понимать причины, на которые намекают ему извлекаемые карты, или начнёт озвучивать несущественные причины.
  4. Спросите клиента, не знает ли он сам каких-то причин проблемы, которые остались необозначены. Может что то упущено? Предложите найти карты, которыми означите их с помощью прямого означивания метафорой. Добавьте их в расклад.
  5. Если причин много и клиент их до сих пор не систематизировал, попросите клиента как то их упорядочить и сгруппировать. Это этап анализа. Обычно имеет смысл распределить причины по группам по какому-нибудь принципу вроде “легко исправимые — трудные”, “зависящие от клиента — не зависящие”, “главные — второстепенные”. Предложите клиенту это сделать. Обычно принцип группировки очевиден для самого клиента. Если не очевиден, можно подсказать. Этап группировки очень важен. Он продолжает и углубляет анализ проблемы, происходящий в голове клиента.
  6. Попросите клиента подытожить что он понял о причинах своей проблемы.

Техника “Искренний разговор о причинах проблемы” после выполнения техники “Искренний разговор о проблеме”

Цель мак техники:

  1. Углубление понимания психологом и клиентов проблемной ситуации;
  2. Выяснение психологом причин проблемы, с которой пришёл клиент, как он сам их видит.
  3. Достижение ясности у самого клиента в понимание им причинно-следственных связей, приведших к проблеме.
  4. Провокация возникновения у клиента инсайтов о причинах возникновения его проблемной ситуации;
  5. Получение расклада, отражающего причины проблемы клиента для последующей коррекции.
  6. Применяемые колоды: для выполнения техники удобны универсальные колоды, а также тематические колоды, содержание рисунков которых соответствует теме запроса.

Порядок действий:

  1. Попросите клиента выбрать из расклада оставшегося от “Искреннего разговора о проблеме” карты, которые указывают на причины возникновения проблемы. Попросите  отложить их в новый расклад как ему удобно.
  2. Попросите клиента поискать причины проблемы в открытую. Новые карты добавляйте в расклад как удобно клиенту.
  3. Попросите клиента поискать причины проблемы вслепую. Добавьте их в расклад. Карты выбираются вслепую до того, как клиент начнёт повторяться, или перестанет понимать причины, на которые намекают ему извлекаемые карты, или начнёт озвучивать несущественные причины.
  4. Спросите клиента, не знает ли он сам каких-то причин проблемы, которые остались необозначены. Может что то упущено? Предложите найти карты, которыми означите их с помощью прямого означивания метафорой. Добавьте их в расклад.
  5. Когда причины вроде бы закончились, обратите внимание клиента на аспекты проблемы, оставшиеся от “Искреннего разговора о проблеме”. Возможно какие то из аспектов указывают на пропущенную клиентом причину. Пройдите по всем аспектам, уточняя к каким причинам они относятся.
  6. Если причин много и клиент их до сих пор не систематизировал, имеет смысл распределить причины по группам по какому-нибудь принципу вроде “легко исправимые — трудные”, “зависящие от клиента — не зависящие”, “главные — второстепенные”. Предложите клиенту это сделать. Обычно принцип группировки очевиден для самого клиента. Если не очевиден, можно подсказать. Этап группировки очень важен. Он продолжает и углубляет анализ проблемы, происходящий в голове клиента.
  7. Попросите клиента подытожить что он понял о причинах своей проблемы.

Техника “Выявление вторичной выгоды”

Цель мак техники: выяснить причины, из-за которых существование проблемы выгодно клиенту. Применяется при признаках самосаботажа.

Применяемые колоды: любая универсальная, сюжетная или аллегорическая колода.

Порядок действий:

  1. ВЗ выбрать 8 карт и положить их в ряд перед собой.
  2. Спросить 1-ую карту: “Что сказала бы мне моя проблема, если бы могла говорить?” Перевернуть карту. Увидеть и озвучить ответ.
  3. Спросить 2 карту: “От чего защищает меня эта проблема?” Перевернуть карту. Увидеть и озвучить ответ.
  4. Спросить 3 карту: “Что хорошего я получаю имея эту проблему?” Перевернуть карту. Увидеть и озвучить ответ.
  5. Спросить 4 карту: “Какую выгоду я получаю имея эту проблему?” Перевернуть карту. Увидеть и озвучить ответ.
  6. Спросить 5 карту: “Что плохого случится, если проблемы не станет” Перевернуть карту. Увидеть и озвучить ответ.
  7. Спросить 6 карту: “Зачем мне нужна эта проблема?” Перевернуть карту. Увидеть и озвучить ответ.
  8. Спросить 7 карту: “Какой урок преподаёт мне мне моя проблема?” Перевернуть карту. Увидеть и озвучить ответ.
  9. Заново озвучить все найденные ответы. Сделать обобщающий вывод.

Техника “Работа с линией времени”

Цель мак техники: прояснение причин возникновения проблемы через выявление времени, когда она появилась.

Применяемые колоды: портретные колоды.

Порядок действий:

  1. Найти карту “Я сейчас”. Почему именно эта карта?
  2. Найти карту “Я ребёнок”. Почему именно она?
  3. Положить карты в ряд слева направо сперва “Я ребёнок” потом “Я сейчас”. Представить линию времени, проходящую через эти карты из бесконечности до старости и дальше снова в бесконечность.
  4. Вспомнить момент, когда всё ещё было хорошо. Найти для него карту и положить её на линию времени туда, где она должна быть. Почему именно эта карта?
  5. Что произошло дальше? Найти карту “Я, когда проблема началась”. Положить её на линию времени примерно туда, где она должна быть. Почему именно она? Что происходило тогда? Какие чувства тогда переживались?
  6. Обсудить расклад. Попробовать подвигать карты по линии времени. Может есть что-то похожее ещё раньше, когда были те же чувства?
  7. Сделать вывод о найденных обстоятельствах.

ДИАГНОСТИКА ЕСЛИ НЕТ ПЕРВИЧНОГО ЗАПРОСА

Бывают ситуации, когда работать не с чем:

  1. Уже всё за 15 минут проработали и остался час до конца сессии.
  2. Человек уверяет, что у него всё зашибись и проблем, с которыми можно работать с психологом, отродясь не было, но почему то пришёл на приём и сидит с побелевшим лицом и дергающимся глазом.
  3. Клиенты, у которых нет какой то одной проблемы, которая бы беспокоила больше всех. Есть скорее общая необустроенность жизни, когда не знаешь, за что хвататься.
  4. Клиенты, которым просто плохо и жить так дальше совершенно невозможно, а вот из-за чего именно плохо, в чём причина, они сформулировать не могут.
  5. Есть ещё категория клиентов, которым вроде и не плохо, но они не понимают чего ждать от психолога, ситуация консультации для них нова, они скованы и ясно описать ни проблему, ни запрос не могут.

Во всех этих случаях для вычленения конкретной проблемы для работы с психологом хорошо работают следующие техники.

Техника “Поиск проблемы”

Цель мак техники: поиск и вербализация клиентом его наиболее актуальных на текущий момент проблем. Выбор среди них самой болезненной.

Применяемые колоды: если клиент совсем не знает, что бы ему хотелось улучшить с помощью психолога, для поиска актуальной проблемной ситуации лучше применить универсальную колоду, в которой есть карты из всех основных контекстов человеческой жизни. Если клиент не может назвать проблемную ситуацию, но называет контекст, в котором хотелось бы добиться изменений вроде семья, деньги, здоровье, карьера, то для поиска проблемы лучше использовать соответствующую тематическую колоду с рисунками из этого контекста. Если, конечно, она у вас есть.

Порядок действий:

  1. Задать колоде вопрос: “Что сейчас беспокоит меня больше всего?” ВО пролистать колоду и выбрать из неё карты, при взгляде на которые в уме возникает какая нибудь беспокоящая, неприятная мысль. Карты кладутся на стол. Найденные проблемы озвучиваются.
  2. Если проблема, с которой бы сразу захотелось начать работать не найдена, ВС извлечь из колоды 3 карты и положить их на стол рубашками вверх. Последовательно перевернуть их, озвучивая проблемные ситуации из своей жизни, которые приходят на ум.
  3. Заново пройти по всем найденным проблемам. Отобрать самые беспокоящие.
  4. Если карт несколько и возникают сомнения провести проверку с помощью техники “Проверка актуальности проблемы”(проще говоря, представить что эти проблемы решены. Мысленное избавление от какой из них вызывает наибольшее облегчение?).
  5. Та проблема, мысленное решение которой вызывает наибольшее чувство радости и является самой актуальной. Именно ею и следует заняться в первую очередь.

Техника “Причины моего состояния”

Цель мак техники: поиск, осознание и вербализация причин негативного общего состояния клиента.

Применяемые колоды: портретная и универсальная.

Порядок действий:

  1. ВО в портретной или универсальной колоде найти карту “Моё состояние сейчас”. Объяснить почему именно эта карта. Что общего? Положить карту на стол.
  2. ВЗ извлечь из колоды и выложить в ряд 6 карт.
  3. Перевернуть 1-ю карту. Что видите на ней? На какую причину моего состояния она указывает? Обсудить материал.
  4. Повторить предыдущий пункт для оставшихся карт.
  5. Может можно как то переложить карты чтоб было нагляднее? Можно разделить причины на группы? Какие карты самые “заряженные”?
  6. Спросить: “Может чего-то не хватает? Какой то важной причины нет на столе?” Если такая причина есть, найти ВО для неё карту.
  7. Ещё раз озвучить полученный материал. Какой вывод можно сделать?

Техника “Колесо жизненного баланса”

Цель мак техники: общий анализ жизненной ситуации человека, выявление актуальных проблем и их связанности между собой.

Применяемые колоды: универсальные, портретные.

Порядок действий:

  1. В портретной колоде найти карту “Я сейчас”, ориентируясь прежде всего на состояние. Чтоб персонаж на карте чувствовал себя также, как тот, кто выбирает карту. После того, как карта найдена, уточнить почему именно она? Что общего между изображённым на карте и состоянием реального человека. Положить карту в центр будущего расклада.
  2. Рассказать о методике “Колесо жизненного баланса”. Что оно используется для оценки общего состояния жизни человека. Что как правило то, как чувствует себя человек образуется из совокупности состояний в важных для него сферах — отношениях с семьёй, друзьями, коллегами, романтической связи, в сексе, на работе, по части финансов, здоровья, отдыхе, духовном развитии, удовлетворённости своими жилищными условиями, состоянием своего тела, наличием хобби. Но у каждого человека эти сферы, имеющие ключевое влияние на его состояние разные. Одни переживают из за старенькой бабушки, другие из-за болеющей собаки, кому то не даёт покоя сосед, у кого-то тянется судебная тяжба. У каждого человека свой набор важных контекстов в данный момент.
  3. Взять колоду карт и листать её в открытую, выбирая карты, при взгляде на которые в сознании будет появляться, что то важное. Всё, что угодно, про что можно сказать: “Это важно”. Найденные карты выкладываются вокруг карты “Я сейчас”. Материал, вызванный картой озвучивается. Карты из одного контекста складывать рядом. Например рядом отношения с семьёй, с друзьями, девушкой. Все карты из одного контекста тоже рядом. Итоговый расклад должен образовать круг с центром в карте “Я сейчас”.
  4. Когда всё важное в колоде найдено, посмотреть нельзя ли ещё как то сгруппировать карты, чтоб расклад был более логичный и компактный.
  5. Ответить на вопрос: “Какие проблемы есть в каждом из контекстов?” Связаны ли проблемы между собой? Какая из них болит больше всего? Как правило, в самом беспокоящем контексте оказывается больше всего карт.
  6. Подытожить полученную информацию: “Будет ваше колесо катиться?”

КОРРЕКЦИЯ. РАБОТА С РАБОЧИМ ЗАПРОСОМ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МАК ТЕХНИКИ

Эти техники можно применять практически при любом запросе. Они особенно полезны, если у вас нет на примете какой то специальной техники под данный рабочий запрос. Фактически первые 2 техники предназначены для активизации собственного мышления клиента, его креативной части, которой предлагается решить проблему.

Универсальная схема коррекции не только подключает к решению проблемы собственное мышление консультируемого, но и вынуждает его продумать всё, что необходимо.

Все эти техники по сути — принуждение клиента к думанию над решением собственной проблемы.

Техника “Ответ на актуальный вопрос с 1 картой”

Цель мак техники: получение удовлетворяющего ответа на важный вопрос.

Применяемые колоды: любая колода. Но лучше всего использовать универсальные, аллегорические колоды и специальные колоды с ответами иногда даже в письменной форме в соответствии с темой запроса.

Порядок действий:

  1. Сформулируйте вопрос, ответ на который нужно получить клиенту, произнесите его вслух и попросите клиента извлечь в закрытую карту с намёком на ответ: “Возьмите из колоды карту, на которой будет ответ на ваш вопрос”.
  2. Клиент берёт карту, рассматривает её. Спросите: “Что видите на карте?” Выслушайте ответ.
  3. Спросите: “Как это связано с вашим вопросом?”
  4. Клиент проговаривает ответ.
  5. Спросите: “Что еще есть на карте, но вы это упустили?” Выслушайте ответ.
  6. Спросите: “Что лишнее на карте?” Выслушайте ответ.
  7. Спросите: “Чего на карте не хватает?” Выслушайте ответ.
  8. Попросите клиента подытожить какой ответ он получил. Выслушайте.
  9. Спросите: “Вам нравится этот ответ? Он вам подходит?” Если клиент говорит, что не понимает ответ, зашифрованный в карте, её можно заменить. Если клиент понимает ответ и удовлетворён им, можно остановиться, перейдя к следующему этапу. Как правило, клиент уже не хочет искать ещё ответы, начинает говорить о найденном варианте, оживляется. Если же ответ понятен клиенту, но вы не видите положительной реакции, то даже если клиент говорит что доволен, предложите ему поискать ещё. Очень редко бывает, когда этого не происходит с 3-мя картами. Прям очень редко.
  10. Если ответ не найден с 3-мя картами в закрытую, дайте клиенту колоду и попросите поискать ответ в открытую:“Листайте колоду пока не увидите карту, на которой увидите ответ или какой-нибудь намёк на ответ”.
  11. Когда клиент останавливается, находит карту, спросите его: “Какой ответ вы здесь видите?” Выслушайте клиента.
  12. Спросите: ”Вам нравится этот ответ? Он вам подходит?” Попросите клиента отложить карту при любом варианте и повторить поиск ответа: “Давайте найдём ещё несколько вариантов чтобы у вас был выбор”. Повторять пока клиент не покажет, что он удовлетворён найденным ответом или ответами. Как правило, когда это происходит, клиент уже не хочет продолжать листать колоду.
  13. Попросите подытожить найденный ответ.

Техника “Ответ на актуальный вопрос с 2-мя картами”

Цель мак техники: получение удовлетворяющего ответа на важный вопрос.

Применяемые колоды: аллегорические, универсальные колоды и колоды со словами.

Порядок действий:

  1. Сформулировать вопрос. Произнести его вслух.
  2. ВЗ извлечь из колоды карту со словом. Прочитать слово. Ответить на вопросы: “Что для вас означает это слово?” “Как это связано с вопросом?”
  3. ВЗ извлечь карту с картинкой. Спросить: “Что видите на карте?” Выслушать. Спросить: “Как это связано с вопросом?”
  4. Положить карту-картинку на/к карту со словом. Спросить: “Как они сочетаются?” Выслушать. Спросить: “Как это связано с вашим вопросом?” Выслушать.
  5. Спросить: “Нужен ещё ответ?” Если нет, полученный ответ удовлетворяет консультируемого, техника окончена. Если не удовлетворяет, повторить процедуру с другими картами.
  6. Попросить озвучить найденный ответ на вопрос.

Техника “Универсальная схема коррекции”

Цель мак техники: решение проблемы консультируемого.

Применяемые колоды: для каждого этапа работы оптимально использование разных видов колод.

Порядок действий:

  1. Повторить рабочий запрос.
  2. Положить в расклад карту момента сейчас
  3. Положить в расклад карту-цель.
  4. Выяснить и означить картами препятствия, которые могут мешать достижению цели. Добавить их в расклад.
  5. Выяснить и означить картами действия, необходимые для достижения цели, в том числе действия по преодолению преград. Выложить в логическом порядке карты действия между картой-сейчас и карто-целью.
  6. Выяснить и означить ресурсы для достижения цели, которые имеются в распоряжении. Добавить в расклад.
  7. Выяснить какие возможности можно извлечь из препятствий. Означить их и положить у карт препятствий.
  8. Выяснить и означить вторичную выгоду от недостижения цели. Добавить её в расклад.
  9. Выяснить, что можно сделать с вторичной выгодой. Найденные действия добавить в план действий.
  10. Выяснить и означить альтернативы достижению цели. К примеру, что будет если цель достигнута не будет или будет достигнута другая цель.
  11. Оценить степень готовности следовать плану по шкале от 1 до 10.
  12. Оценить степень готовности приступить к первому шагу прямо сейчас по шкале от 1 до 10.

МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ УПРОЩЁННОЙ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ

Упрощенные техники совмещают этапы, которые по хорошему должны проводиться более подробно и качественно, к примеру поиск проблемы, диагностику и коррекцию.

В итоге проведённую работу нельзя считать исчерпывающей.

Эти техники лучше применять, если вам сразу понятна суть проблемы(тоесть подробная диагностика по сути не нужна), или вам попался нетерпеливый клиент, которого нужно заинтересовать, поэтому нужен вау-эффект. Или у вас жесткий дефицит времени и надо банально сделать всё по-быстрому.

Техника “Три карты”

Цель мак техники: обдумывание проблемы, анализ причин проблемы, поиск вариантов выхода.

Применяемые колоды: универсальные колоды.

Порядок действий:

  1. ВС найти карту, которая означит проблему. Что изображено на карте? Как это связано с проблемой? Что на карте лишнее? Чего не хватает?
  2. Задать колоде вопрос: “Что является причиной появления проблемы?” ВС извлечь карту. Что изображено на карте? Как это связано с проблемой? Что на карте лишнее? Чего не хватает?
  3. Задать колоде вопрос: “Какие есть пути решения проблемы?” ВС извлечь 3 карты(1 карту, если времени совсем немного). Последовательно переворачивать карты, отвечая на вопросы. Что изображено на карте? Как это связано с проблемой? Что на карте лишнее? Чего не хватает?
  4. Обсудить найденные варианты.
  5. Снова проговорить извлечённый картами материал. Сделать вывод.

Техника “Мандала”

Цель мак техники: получение от клиента рассказа о проблеме. Создание расклада карт, необходимого для дальнейшей коррекции.

Применяемые колоды: универсальные или тематические в соответствии с темой первичного запроса.

Порядок действий:

  1. Определиться с приёмом, которым будут извлечены карты в дальнейшей работе.
  2. Найти карту, которая означит проблему. Уточнить почему именно она. Положить карту в центр будущего расклада.
  3. Рассказать о проблеме, в открытую или в закрытую находя карты-аспекты проблемы и озвучивая появляющийся материал. Карты аспекты, после озвучивания означенного с ними материала разложить вокруг карты-проблемы. Карт обычно 4, 5 или 8 в зависимости от наличия времени и глубины работы.
  4. Когда расклад получен, посмотреть не хочется ли заменить карту-проблему. Это проверка запроса на истинность. Если в ходе расклада всплыл в сознание более истинный запрос, захочется заняться именно им и заменить карту-проблему.
  5. В случае, если новый запрос сильно отличается от старого, может понадобиться новый рассказ о проблеме и, соответственно, следует разложить новый расклад поверх старого.
  6. Когда получен удовлетворяющий диагностический расклад на истинный запрос, следует спросить: “Что хочется с этим сделать?” На основе выявленного желания сформулировать рабочий запрос. Рабочий запрос обычно звучит так “Как мне достичь…(тут образ желаемого будущего).
  7. ВО найти карту, которая означит образ желаемого будущего. Почему именно она? Представьте, что вы уже там, какое состояние возникает?
  8. Если образ желаемого будущего действительно приятен, накрыть этой картой карту-проблему.
  9. Сосредоточиться на картах аспектах-проблемы. Перейти к первой карте. Задать вопрос “Что мне нужно сделать с этим аспектом чтобы достичь желаемого?” Найти карту-ответ. Накрыть ею карту-аспект. Повторить действие для всех аспектов.
  10. Спросить: “Нравится ли полученный расклад?”
  11. Озвучить материал, означенный каждой картой.
  12. Подытожить полученный расклад.

СОСТОЯНИЕ КЛИЕНТА ПО ИТОГАМ КОНСУЛЬТАЦИИ

Внутреннее состояние клиента по итогу вмешательства является хорошим маркером для того, чтобы оценить его успешность.

Критерий тут простой — вмешательство можно считать успешным, если состояние клиента в конце консультации соответствует тем изменениям, которых пытался достичь психолог.

Для информационных запросов “Понять”, “Разобраться” это будет состояние облегчения от возникновения нового понимания ситуации. Тоже самое для запросов “Чувствую себя плохо”.

Для подобных запросов, итоговую эффективность вмешательства следует проверять с помощью техники “Замер состояния”. Техника показывает, что состояние улучшилось — вы молодец.

Для запросов, содержащих формулировку цели и цепочку действий к ней лучшим способом проверить как всё прошло, будет техника “Замер готовности к 1 шагу”.

В тех случаях, когда этой готовности не наблюдается, следует попытаться докрутить проведённую работу, изменив состояние клиента на более продуктивное. Для этого есть 2 техники: “Продуктивное состояние” и “Сказка про меня”.

Но бывают случаи, когда всё это не сработает. Бессмысленно составлять планы изменения жизни к лучшему, потому что самооценка консультируемого на нуле. От просто не станет ничего делать из-за уверенности, что ничего не получится. Данная ситуация не будет рассматриваться в этом разделе. Ею мы займёмся в разделе непосредственно посвящённом самооценке.

Техника “Замер состояния”

Цель мак техники: определение испытываемого клиентом состояния.

Применяемые колоды: состояние можно означить картой из абстрактной, портретной или универсальной колоды. Для ряда состояний также прекрасно подходят колоды с видами природы вроде Хабитат. Для ресурсных состояний — специальные ресурсные колоды. По сути подойдёт любая карта, на которой клиент увидит что-то общее со своим состоянием.

Порядок действий:

  1. Попросите клиента подумать о ситуации, в которой нужно замерить состояние, представить себя там. Изменилось ли оно в сравнение с тем, которое было в начале работы?
  2. Если да, попросите в открытую найти в колоде карту, которая будет напоминать ему эти чувства. Попросите его объяснить свой выбор, что общего у карты и его нового состояния. Обсудите новое состояние в контексте проблемы. Произошедшие изменения благие?

Техника “Замер готовности к первому шагу”

Цель мак техники: если ваша работа включала составление цепочки шагов до цели, лучшим способом замерить готовность клиента приступить к действиям, является эта техника.

Применяемые колоды: —

Порядок действий:

  1. Предложите клиенту посмотреть на расклад с планом действий по достижению желанной цели. Спросите насколько он готов приступить к выполнению первому шага плана, если считать от 1 до 10?
  2. Если оценка ниже 8, следует перейти к технике “Продуктивное состояние”.

Техника “Продуктивное состояние”

Цель мак техники: если ваша работа включала составление цепочки шагов до цели, лучшим способом замерить готовность клиента приступить к действиям, является эта техника.

Применяемые колоды: портретная, универсальная, ресурсная, аллегорическая.

Порядок действий:

  1. Вспомнить ситуацию из прошлого, когда с большим трудом при помощи упорства удалось достичь какой то значительной цели. Какой то успех из прошлого, который был достигнут за счёт собственных усилий.
  2. ВО найти карту, которая будет ассоциироваться с этой ситуацией. Почему именно эта карта?
  3. Вспомнить своё состояние тогда.
  4. ВО выбрать из колоды все карты, на которые будет что-то напоминающее тот случай. Карты кладутся вокруг карты-успеха. Материал, который означен с ними озвучивается.
  5. Когда найдены и разложены все карты, обратить внимание на свои чувства, возникающие при взгляде на расклад. Состояние приятное? Где в теле оно находится? Запомнить это состояние.
  6. Положить руку на это место, произнести: “Я хозяин своей жизни. Я добьюсь всего, чего захочу. Воплощу любую свою мечту”. Запомните появившееся состояние. Теперь, когда почувствуете упадок сил, положите руку на тоже место, вспомните это состояние и произнесите ту же фразу.
  7. Теперь посмотрите на карту-первый-шаг-плана. Положите руку на тело туда, где возникает состояние продуктивности, произнесите: “Я хозяин своей жизни. Я добьюсь всего, чего захочу. Воплощу любую свою мечту”.
  8. Насколько теперь оцениваете свою готовность следовать плану от 1 до 10?
  9. Сфотографируйте расклад. На него также можно смотреть, когда внутреннего ресурса следовать плану начинает не хватать.

Техника “Сказка про меня”

Цель мак техники: техника может использоваться с пессимистично настроенными людьми для изменения их общего состояния на более оптимистичное. Обычно применяется в конце консультации для создания намерения на изменение своей жизни к лучшему.

Применяемые колоды: сказочные колоды вроде Саги, Мифос и 1001 ночи.

Порядок действий:

  1. Предложить сочинить сказку о своей жизни используя карты сказочной колоды.
  2. Найти в колоде карту, для главного героя. Пусть это будет кто-то похожий на рассказчика. После того как карта найдена, уточнить почему именно эта карта?
  3. Начать сказку про найденного героя словами: “Жил-был/жила была…имя…”
  4. ВО листать колоду ища подсказки для продолжения истории. Когда подходящая карта найдена, положить её на стол и рассказать связанный с нею поворот истории.
  5. Закончить сказку.
  6. Получившаяся сказка может быть нейтральная, оптимистичная и пессимистичная. Если она оптимистичная, состояние рассказчика изменится на лучшее. Похвалить его за это. Указать на то, какая хорошая сказка вышла. Обсудить, что каждая карта может означать в контексте проблемы рассказчика. Обсуждать карты, говоря на самом деле о проблеме. Если сказка негативная, с плохим концом, предложить её пересочинить, используя те же карты, что уже лежат на столе, но так, чтобы она получилась доброй, такой, где герой преодолел все невзгоды и достиг своей цели.
  7. Выслушать новую сказку. Спросить, нравится ли такая позитивная сказка больше? Обсудить, какая может быть связь каждой карты в истории с проблемой рассказчика. Что помогло герою? Есть ли что-то похожее в жизни рассказчика?

КОРРЕКЦИЯ. РАБОТА С РАБОЧИМ ЗАПРОСОМ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАК ТЕХНИКИ

ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ, ЛОЯЛЬНОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ

Техника “Потребность в одобрении”

Цель мак техники: научить клиента замечать и осознавать моменты, когда потребность в одобрении вынуждает его на поступки, противоречащие его собственным интересам. Снятие дискомфорта в теле, сопровождающего такие ситуации.

Применяемые колоды: портретные, универсальные, сюжетные.

Порядок действий:

  1. Предложите клиенту вспомнить 4-5 человек, одобрения которых он ждёт. Людей, которым особенно неприятно говорить нет или не соответствовать их ожиданиям.
  2. Попросите его найти карты, которые символически означат каждого из этих персон. Обсудите почему именно эти карты? Что общего у них и этих людей?
  3. Попросите клиента проранжировать эти карты, разложив их в порядке увеличения дискомфорта от необходимости отказать человеку или не оправдать его ожидания.
  4. Предложите клиенту представить ситуации, в которых ему необходимо сказать “нет” этим людям, по настоящему разочаровать их, выбрав свой интерес. Найдите карту такой ситуации  для первого человека(мнение которого наименее важно). Например, карту с букетом, которая будет означать приход на свидание с девушкой без цветов. Положите карту напротив карты человека. В портретной колоде найдите карту, которая будет похожа на то, как человек будет выглядеть, когда его ожидания не оправдаются. Накройте этой картой первую. Обратите внимание на неприятное чувство, которое появляется. Где оно находится? Положите руку на это место и произнесите вслух:

“Ты – это ты. А я – это я. Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно. А если нет – так тому и быть.”

  1. Повторите манипуляцию для остальных персон, мнение которых важно, двигаясь к самому важному. Произнося “молитву гештальтиста” старайтесь расслабить тело и убрать дискомфортные ощущения в теле, возникающие от чувства неодобрения.
  2. Обсудите произошедшее с клиентом. предложите ему начать немного тренироваться в реальной жизни, говоря “нет”,отказывая даже в тех ситуациях, где можно было бы согласиться.

МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕМОЙ ЗДОРОВЬЯ

Проблемы со здоровьем без сомнений надо нести в больницу профильному специалисту. Но, к сожалению, не так уж редки случаи, когда, болезнь хотя бы отчасти имеет психологическое происхождение.

К счастью, на этот случай психология накопила значительный арсенал знаний и техник, часть из которых легко адаптируется для применения с метафорическими картами.

Техника “Четырёхуровневый анализ”

Авторство: Наталия Буравцова.

Цель мак техники: техника применяется с клиентами, страдающими психосоматическими заболеваниями, вызванными внутриличностным конфликтом. Данная техника позволяет проработать ситуацию с психосоматическим заболеванием на телесном, эмоциональном, когнитивном, и физическом уровне.

Применяемые колоды: сюжетные, универсальные, аллегорические колоды.

Порядок действий:

Предлагаем клиенту выбрать карту, которая наибольшим образом отражает его ощущения в теле (телесный уровень).

  1. После того как карта найдена спрашиваем: 1)Какими эпитетами можно охарактеризовать эту карту? 2)Как данные эпитеты соотносятся с ощущениями в теле? 3)Как ваше тело (где именно) реагирует на эту карту? Ответы на эти вопросы отражают отношение к ситуации или человеку, спровоцировавшим возникновение заболевания.
  2. Далее предлагаем клиенту выбрать карту, отражающую его эмоциональное состояние, описать возникающие мысли, чувства и свое эмоциональное восприятие. Когда карта выбрана, просим клиента, глядя на две выбранные карты, ответить на следующие вопросы: 1)Для чего хорошего мне дана эта болезнь? 2)Какие выгоды я получаю с ее помощью? 3)Что случится, если я буду здоровым? 4)Что мне не позволяет делать эта болезнь? 5)К чему меня вынуждает эта болезнь?  Если на последние вопросы мы услышим ответы, содержащие частицу «не» (не отвлекаться, не высовываться, не потерять и т. п.), то можем определить, какие желания клиента в данный момент блокируются.
  3. После анализа эмоционального блока, предлагаем клиенту выбрать карту, которая будет символизировать его жизнь, после того как обнаруженные выше желания будут реализованы.  Выясняем, что в этой ситуации мог бы позволить себе (реализовать, выполнить достичь и т.п.) клиент и как бы при этом изменилась его жизнь. Ответы на эти вопросы определяют глубинные потребности, заблокированные каким-то иррациональным (ложным) убеждением. Таким образом, прорабатываем ситуацию на когнитивном уровне. 4. Предлагаем клиенту выбрать карту, ассоциирующуюся с ответом на вопрос: «Что неприемлемое (недопустимое, страшное и т.п.) могло бы произойти, если бы ваши желания сбылись?» Ответ на этот вопрос позволит выявить убеждение, формирующее заболевание (заблокированную энергию) на физическом уровне

МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ

Все мак техники на достижение целей включают один общий первый этап — нахождение карты для текущего момента и карты, которая будет означать момент, когда цель достигнута.

Но конкретные объекты, означиваемые этими картами могут быть разными.

Это могу быть я сам: “я сейчас” и “я достигший цели”. Для этого используются портретные карты.

Это может быть состояние: “моё состояние сейчас” и “моё состояние, когда цель достигнута”. Соответственно, используют карты-состояния, например из колоды Экко.

Это также может быть сама ситуация: ситуация сейчас и ситуация, когда цель достигнута. Для это подойдёт любая карта, на которой можно увидеть что-то общее с ситуацией.

В зависимости от того, что означивается на этом первом этапе картой-сейчас и картой-целью и возникает то разнообразие техник на достижение цели, которое мы наблюдаем.

Хотя по сути они одинаковы.

Техника: “Определение нужности цели”

Цель мак техники: достижение понимания действительно ли использующий технику желает достичь озвучиваемую им цель. Насколько сильно это желание? Нет ли более актуальной цели? Не является ли цель навязанной?

Применяемые колоды: портретная.

Порядок действий:

  1. Подумайте о своей цели.
  2. Выберите карту “я достигший цель”. Объясните почему именно она. Опишите, что чувствует тот, кто изображён на карте. Насколько он рад достижению от 1 до 10?
  3. Выберите карту “я не достигший цель”. Объясните почему именно она. Опишите, что чувствует тот, кто изображён на карте. Насколько он расстроен от 1 до 10?
  4. Возможно, есть ещё какой-то вариант кроме этих двух. Какая-то другая цель. К примеру, подождать. Найдите карту с альтернативой. Озвучьте её. Насколько она нравится от 1 до 10?
  5. Какая из карт нравится больше?
  6. Выберите карту “я знающий, почему иду к этой цели”. Объясните почему именно она. Кто на карте, он или кто-то другой? Если другой, то кто именно?
  7. Ответьте на вопрос, зачем знающему нужна эта цель?
  8. Ответьте на вопрос, тот ли результат получился? Достигший — это именно то, что знающий хотел?
  9. Если достижение цели не вызывает особой радости, а недостижение не огорчает, сила мотивации идти к цели слабая. Возможно, цель не так уж и нужна. Если есть более актуальная альтернатива цели, можно предложить консультируемому направиться именно к ней. Если “Знающий” это не сам консультируемый, а кто-то другой вроде родителей, цель не его, она навязанная. В этом случае, мотивации тоже не будет. Если Достигший это не то, что Знающий хотел, лучше определить другую, более подходящую цель.

Техника “Определение этапов достижения цели”

Цель мак техники: получение последовательности действий для достижения цели.

Применяемые колоды: портретная, универсальная.

Порядок действий:

  1. Подумайте о цели.
  2. В открытую выберите карту, которая будет символизировать цель. Это может быть карта из любой колоды, на которой вы увидите что-то общее между своей целью и изображением на карте(лучше всего использовать универсальную колоду). Это также может быть карта из портретной колоды, на которой вы увидите себя достигшего цели. Объясните почему выбрана именно эта карта. Если это портретная карта, опишите что чувствует изображённый на ней, хорошо ли ему, как живёт, о чём думает. Это также может быть карта, которая будет означивать внутреннее состояние консультируемого, когда он достигнет цели.
  3. Из той же колоды в открытую выберите карту, которая будет символизировать то, как с целью обстоит сейчас. Объясните почему выбрали именно эту карту.
  4. Положите карты на расстоянии друг напротив друга. Можно по горизонтали, можно по вертикали.
  5. Задайте вопрос: “Что нужно сделать чтобы добиться цели? Какие шаги необходимо предпринять” Из универсальной колоды выберите карту-ответ. Опишите действие, которое видите на карте. Положите карту между картами “сейчас” и “цель”. Повторяйте выбор новой карты, пока не возникнет ясность, что делать или материал не истощится. Можно выполнять в открытую, можно в закрытую. Можно сперва в открытую, а потом в закрытую. Можно добавлять карты прямым означиванием. Можно ограничиться конкретным числом карт, можно извлекать карты пока материал не истощится. Всё зависит от конкретных условий.
  6. Разложите карты вдоль линии времени так, чтоб получилась логичная последовательность действий от карты-сейчас к карте-цели.
  7. Подытожьте что вы поняли по итогам применения техники, что и в каком порядке надо сделать чтобы прийти к желаемому.

Техника “Определение препятствий на пути к цели”

Цель мак техники: определение препятствий, с которыми придётся столкнуться на пути к цели.

Применяемые колоды: портретная или универсальная.

Порядок действий:

  1. Подумайте о цели.
  2. В открытую выберите карту, которая будет символизировать цель.
  3. Из той же колоды в открытую выберите карту, которая будет символизировать то, как с целью обстоит сейчас.
  4. Положите карты на расстоянии друг напротив друга в направлении верх-низ или право-лево.
  5. Спросите: “Что препятствует достижению цели?” Между картами “сейчас” и “цель” выложите карты, символизирующие препятствия. Озвучьте что это за препятствия? Можно выполнять в открытую, можно в закрытую. Можно сперва в открытую, а потом в закрытую. Можно добавлять карты прямым означиванием. Можно ограничиться конкретным числом карт, можно извлекать карты пока материал не истощится.
  6. Проанализируйте и сгруппируйте найденные препятствия. Например по степени непреодолимости или по признаку внешние/внутренние.
  7. Сделайте обобщающий вывод относительно найденных препятствий.

Технику можно модифицировать. К примеру, разделить препятствия на внутренние, относящиеся к вашей личности, и внешние. Для обозначения внутренних препятствий можно использовать портретные карты.

Техника “Перевод препятствий в ресурсы”

Цель мак техники: изменяется восприятие препятствий, мешающих достижению цели. Они начинают казаться не такими непреодолимыми. Растёт мотивация начать действовать

Применяемые колоды: универсальная колода.

Порядок действий:

  1. для выполнения техники необходим расклад, в котором уже будут карты “сейчас”, “цель” и карты, обозначающие найденные препятствия. Озвучьте материал, означенный картами.
  2. Посмотрите на первую карту-препятствие. Задайте вопрос: “Какая возможность к достижению цели скрыта в этом препятствии? Как это препятствие можно использовать во благо?” В качестве подсказки в открытую или закрытую возьмите новую карту. Озвучте найденный ответ. Положите карту-возможность напротив карты-препятствия.
  3. Повторите поиск возможностей для всех препятствий.
  4. Сделайте вывод какие возможности найдены в существующих препятствиях к цели.

Техника “Поиск возможностей/ресурсов”

Цель мак техники: выявление ресурсов, которые помогут достичь цель.

Применяемые колоды: портретная, универсальная.

Порядок действий:

Подумайте о цели.

  1. В открытую выберите карту, которая будет символизировать цель.
  2. Из той же колоды в открытую выберите карту, которая будет символизировать то, как с целью обстоит сейчас.
  3. Положите карты на расстоянии друг напротив друга в направлении верх-низ или право-лево.
  4. Задайте вопрос: “Что может помочь мне достичь цель?” Извлекайте карты в качестве подсказки, озвучивайте найденные ответы и кладите карты-ответы между картой-сейчас и картой-целью. Поиску ответов можно посвятить заранее определенное время, или найти точное количество ответов или, если время позволяет, можно искать ресурсы до истощения материала.
  5. Проанализируйте и сгруппируйте найденные ресурсы. Например важные/неважные, внутренние/внешние.
  6. Сделайте вывод о найденных ресурсах.

Как правило в психологическом консультировании применяется не какая-то одна эта техника, а несколько. А то и все разом. Конкретная последовательность выбирается самим психологом.

Можно сперва найти препятствия, потом цепочку шагов до цели, потом перевести препятствия в ресурсы, найти дополнительные ресурсы. Можно начать с выстраивания цепочки шагов или поиска возможностей.

В конечном счёте качественная проработка цели будет состоять из всех этих шагов в той последовательности, в которой вам удобно.

Техника “Проработка цели по нейрологическим уровням Роберта Дилтса”

Цель мак техники: увеличение шансов на достижение масштабной цели через комплексное изменение всех влияющих на это факторов.

Применяемые колоды: универсальная колода.

Порядок действий:

  1. ВО выбрать карту, которая ассоциируется с вашей целью. Описать её.
  2. ВС по очереди вытяните карты-ответы на следующие вопросы:
  3. Во что мне нужно верить, чтобы достичь цели?
  4. Какой личностью мне надо быть чтобы достичь цели.
  5. Что должно быть важным для меня, чтобы достичь цели?
  6. Какие знания нужны мне, чтобы достичь цели?
  7. Какие умения и навыки нужны мне, чтобы достичь цели?
  8. Какие действия мне нужно совершать, чтобы достичь к цели?
  9. Какие люди меня должны окружать, чтобы приблизиться цели?
  10. Подытожить новые знания о том, что необходимо для достижения цели.
  11. Сфотографировать расклад.

Техника “Поиск вторичной выгоды от недостижения цели”

Цель мак техники: выявление выгоды от недостижения цели, из-за которой цель может саботироваться.

Применяемые колоды: портретные, универсальные.

Порядок действий:

  1. В открытую найдите карту, которая будет символизировать цель.
  2. Добавьте в расклад карты, на которых увидите пользу от достижения цели.
  3. Задайте вопрос: “Почему мне выгодно не достичь цель?” Добавьте в расклад карты, на которых увидите ответы на этот вопрос.
  4. Проанализируйте и сгруппируйте найденные вторичные выгоды.
  5. Сделайте вывод о найденных выгодах и их влиянии на достижение цели.

ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА

Техника “Поиск вторичной выгоды”

Цель мак техники: выявление выгоды от существования проблемы, из-за которой её решение  может саботироваться.

Применяемые колоды: портретные, универсальные.

Порядок действий:

  1. В открытую найдите карту, которая будет символизировать проблему.
  2. Обсудите, что общего у проблемы и карты? Что на карте лишнее, что самое главное? Что-то ещё о проблеме, что сразу было не заметно. Обсудите проблему.
  3. Задайте вопрос: “Почему мне выгодно не решать мою проблему?” Добавьте в расклад карты, на которых увидите ответы на этот вопрос ВО и ВС.
  4. Проанализируйте и сгруппируйте найденные вторичные выгоды. Разложите выгоды по степени важности.
  5. Сделайте вывод о найденных выгодах и их влиянии на существование проблемы.

МАК ТЕХНИКИ ДЛЯ ПОИСКА ВАРИАНТОВ/ВЫБОРА/ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Все техники на выбор, принятие решения начинаются с одного и того же.

Это выбор карт для каждого из возможных вариантов.

Как и в случае с целью, эти карты могут означивать разное: себя, выбравшего вариант, своё состояние в случае конкретного выбора, ситуацию в целом. А может быть и смешение этих сущностей. Например, один из вариантов означится с состоянием, которое возникнет, если пойти этим путём, а другая карта с ситуаций в целом.

Что это будет в вашем случае зависит от того, как вы будете формулировать запросы к картам.

Дальше вы должны провести рефрейминг, выведя в сознание человека те обстоятельства, которые важны для принятия решения.

Если это выходить/не выходит замуж, то такие обстоятельства это секс, будущие дети, любовь, материальное положение избранника и т.д.

Если это бизнес, то это наличие необходимых ресурсов, навыков, знаний, энергии.

Ниже представлены наиболее универсальные техники на эту тему.

Техника “Поиск вариантов”

Цель мак техники: техника для поиска возможных вариантов будущего.

Применяемые колоды: универсальная, аллегорическая.

Порядок действий:

  1. Выбрать ВС 5 карт. Выложить перед собой рубашками вверх.
  2. Задать картам вопрос: «Какой вариант развития событий вы здесь видите?». Перевернуть 1 карту. Что видите? Как это связано с вопросом?
  3. Повторить предыдущий пункт для оставшихся карт.
  4. Обсудить найденные варианты.

Техника “Выбор из n-вариантов в закрытую”

Цель мак техники: акцентировать внимание на тех чувствах и состояниях, которые возникнут в случае выбора каждого из вариантов и через это получить большую ясность о том, какой выбор лучше. Для тех ситуациях, когда лучше выбирать чувствами.

Применяемые колоды: универсальные, аллегорические, портретные колоды.

Порядок действий:

  1. Подумать о ситуации, в которой нужно определиться с выбором.
  2. Вслепую вытянуть по карте на каждый из вариантов выбора. Положить перед собой.
  3. Перевернуть первую карту. Описать что на ней изображено. Как это связано с первым вариантом? Чего самого важного нет на карте об этом варианте? Нравится ли вариант? Сделать акцент на испытываемых от данного варианта чувствах с помощью вопросов “Что чувствуете?”, “Нравится ли это состояние?”
  4. Повторить предыдущий пункт для всех карт-вариантов.
  5. Спросить, состояние от какого варианта лучше всего. Объяснить клиенту, что если состояние не нравится, выбирать вариант не стоит. Даже если вариант сопряжён с важными и приятными для клиентами плюсами, но интегральное состояние, возникающее из-за него плохое, в будущем он только измучится, если пойдёт этим путём. Может быть, выгодный вариант можно выбрать временно, на “попробовать”.
  6. Подытожьте, что теперь вы думаете о вариантах и ситуации в целом.

Техника “Выбор из n-вариантов в открытую”

Цель мак техники: акцентировать внимание на тех чувствах и состояниях, которые возникнут в случае выбора каждого из вариантов и через это получить большую ясность о том, какой выбор лучше. Для тех ситуациях, когда лучше выбирать чувствами.

Применяемые колоды: универсальные, аллегорические, портретные колоды.

Порядок действий:

  1. Подумать о ситуации, в которой нужно определиться с выбором.
  2. В открытую найти карту, на которой будет что-то общее с 1 вариантом. Когда карта найдена, спросить: “Что общего между картой и вариантом?” Когда ответ получен, спросить: “Может эта карта символизировать этот вариант?” Если да, переходим к поиску карты для следующего варианта. Если нет, продолжаем искать такую карту.
  3. Найти карты, которые означатся со всеми вариантами выбора.
  4. Обсудить выбранные карты сделав акцент на том, какие чувства возникают при мысли о каждом варианте, нравятся ли эти состояния. Какое из них нравится больше.
  5. Подытожить, что теперь думаешь о вариантах и ситуации в целом.

Техника “Выбор из n-вариантов с помощью подробного анализа”

Цель мак техники: акцентировать внимание на положительных и отрицательных сторонах каждого из вариантов выбора с целью получить больше определенности в ситуации. Для тех ситуациях когда лучше выбирать умом.

Применяемые колоды: универсальные, аллегорические.

Порядок действий:

  1. Подумать о ситуации, в которой нужно определиться с выбором.
  2. Найти карты, которые означатся с каждым вариантом.
  3. Найти плюсы для каждого варианта.
  4. Найти минусы для каждого варианта.
  5. На основе новых знаний о вариантах спросить, не изменилось ли отношение к вариантам выбора. Если да, заменить карты-варианты, которые больше не подходят.
  6. Подытожить новые знания о предстоящем выборе.

Техника “Выбор из n-вариантов в ситуации жизнеопределяющего выбора”

Цель мак техники: акцентировать внимание на долгосрочных последствиях выбора, в случаях, когда краткосрочные последствия выбора приятны, а долгосрочные нет. Через это получить новый взгляд на ситуацию выбора.

Применяемые колоды: универсальные, портретные.

Порядок действий:

  1. Подумать о ситуации, в которой нужно определиться с выбором.
  2. Найти карты, которые означатся с каждым из имеющихся вариантов выбора.
  3. Представить линию времени, которая начинается из карт-вариантов и тянется до самой старости.
  4. Для каждого варианта из портретной колоды выбрать карты, которые озничатся с тем, каким ты будешь через год, если выберешь этот вариант. Положить карту на соответствующее место вдоль линии времени.
  5. Повторить для образа себя через 10 лет.
  6. Повторить для образа себя в старости.
  7. Спросить: “Какой вариант нравится?”
  8. Подытожить.

Техника “Принятие решения. Квадрат Декарта”

Цель мак техники: помощь клиенту в принятие решения через рассмотрение плюсов и минусов принятия решения и отказа от него.

Применяемые колоды: универсальные, аллегорические.

Порядок действий:

  1. В ВО выбрать карту как ответ на вопрос “Какие плюсы у того, что я приму решение?” Обсудить материал. Повторить вопрос, найдя ответ ВЗ. Обсудить материал.
  2. В ВО выбрать карту как ответ на вопрос “Какие плюсы у того, что я не приму решение?” Обсудить материал. Повторить вопрос, найдя ответ ВЗ. Обсудить материал.
  3. В ВО выбрать карту как ответ на вопрос “Какие минусы у того, что я приму решение?” Обсудить материал. Повторить вопрос, найдя ответ ВЗ. Обсудить материал.
  4. В ВО выбрать карту как ответ на вопрос “Какие минусы у того, что я не приму решение?” Обсудить материал. Повторить вопрос, найдя ответ ВЗ. Обсудить материал.
  5. Спросить клиента изменилось ли его отношение к обсуждаемому вопросу? Если да, то как?

С уважением и пожеланием удачи!