3 Урок. Искренний разговор о чём угодно/проблеме




 

Запрос

 

Дело в том, что получение “ценного” для психотерапии материала из психики с помощью метафорических карт требует наличия трёх компонентов:

 

1. Случайная карта.

2. Человек с 5-тью навыками для каждого способа извлечь материал.

3. Запрос.

 

Новый элемент, о котором я ещё не говорил, это запрос.

 

Запрос - это чёткий, лаконичный вопрос, который формулируется перед началом работы, ответ на который вы хотите получить в сознании при помощи метафорической карты.

 

Ни у вас, ни у меня в моём примере с картой клоуна запроса не было.

 

Напомню, что в моём примере игры “Искренний разговор обо мне” запрос звучал так: “Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?” Поэтому ответы оказались такими конкретными и ценными.

 

Чтобы убедиться как наличие запроса меняет дело, повторим предыдущее упражнение, но теперь заранее сформулируем запрос. Например используем стандартный запрос из техники-игры “Искренний разговор обо мне”:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: клоун

 

Ответ возникаем мгновенно: я иногда веду себя как клоун в компаниях. Да не иногда, а постоянно такая фигня. Вдруг делаюсь таким весёлым, всех смешу. Да шутки и проказы из меня просто фонтаном бьют. А всё дело в том, что я смущён. Каждый раз, когда вокруг есть другие малознакомые люди мне делается как-то тревожно и неловко. Вот это напряжение я и пытаюсь разрядить всех смеша. Просто быть спокойным, быть самим собой с другими людьми я не могу.

 

Это ещё одна особенность извлечения материала если есть чётко сформулированный запрос - ответ появляется очень быстро, и это не пять ответов по одному на каждый способ, а один конкретный ответ на конкретный запрос.

 

У меня сперва возникло восприятие клоуна на арене, а потом возникла метафора - так я же тоже порой клоунствую!

 

Этот материал ценен?

 

Конечно да! Старательный психолог может полгода семью кормить за счёт такого клиента!

 

Теперь вы:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: мама и сын

 

Ответ:...

 

Согласитесь, новый материал оказался более “заряжен”. Тут уже есть с чем поработать психологу.

 

Именно наличие запроса делает возникающий материал ценным, уточняет что конкретно останется в сознании из всей массы возможных ассоциаций, проекций, восприятий и т.д., которые потенциально могут возникнуть при взгляде на конкретную метафорическую карту. Если есть запрос, в нашем сознании возникает не 5, а только один фрагмент материала, и он на самом деле важен.

 

Тут настало время поговорить про означивание.



 

Означивание

 

Как только метафорическая карта и запрос извлекли в наше сознание материал, в мозгу возникает новая ассоциативная связь и предъявление карты начинает вызывать в сознание тот же кусок материала уже минуя восприятия, метафоры и прочее, а напрямую.

 

Это сцепление визуального стимула и его нового восприятия происходит каждый раз, стоит только карте и запросу вытолкнуть в сознание новый материал.

 

Посмотрите, пожалуйста, на эту метафорическую карту:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: водолаз

 

Что возникает в сознании?

 

Возможно, это что-то из вашей жизни, о чём вы уже думали. Это карта из первого урока, именно с ней вы в первый раз пытались извлечь из себя материал в упражнении на отработку техники “Искренний разговор обо мне”.

 

Этот кусок материала тогда возник в вашем сознании и стал новым восприятием этой метафорической карты. Хотя прошло уже достаточно времени, но это восприятие возникает снова.

 

Повторю как происходит означивание:

 

Вы смотрите на метафорическую карту, думаете о запросе и каскад хаотичных метафор, восприятий, идентификаций выталкивает в ваше сознание кусок материала. Сразу возникает новая ассоциативная связь между картой и материалом. С этого момента, восприятие карты меняется. Взгляд на неё вызывает в сознание именно это новое значение.

 

Означивание - это ассоциативное сцепление карты и материала, который был извлечён ею и соответствующим запросом.

 

Это влечёт некоторое неудобство, потому что к примеру мне уже труднее работать с колодой Ох. Большинство карт в ней уже означились с какими либо обстоятельствами, объектами или идеями из моей картины мира, соответственно, раз за разом снова извлекают именно их, а новый материал появляется менее свободно, чем поначалу. Например здесь я вижу свою квартиру и вспоминаю о квартплате:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: комната

 

А здесь вижу человека и якобы окружающие его невещественные тела, ауру:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: аура

 

Единственный способ для меня получить какой-то другой материал с помощью этих метафорических карт, это изменить запрос. А с запросом “Что-нибудь о вашей жизни” в сознание будет раз за разом выскакивать один и тот же материал. Иногда это напрягает, потому что ну я уже раз 300 говорил своим клиентам на этапе знакомства, что вижу здесь свою миссию:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: сеятель

 

Приходится брать другие колоды чтобы и мне было интересно делать с клиентом технику “Искренний разговор обо мне”.

 

Сцепление, возникающее между метафорической картой и материалом в ходе означивания, очень сильное, но кроме вышеописанного недостатка в этом есть и несомненные достоинства, о которых мы ещё поговорим.

 

На этом закончим с означиванием и вернёмся к обсуждению запроса.
 

Вообще, вы должны были удивиться, потому что из факта существования запроса следует, что при помощи метафорических карт можно рассказать не только о своей жизни как в технике “Искренний разговор обо мне”, но и вообще о чём угодно. Запросы то могут быть разные.

 

Это действительно так. Техника “Искренний разговор обо мне” является лишь частным случаем техники “Искренний разговор о чём угодно”. Ею то мы сейчас и займёмся.




 

Описание техники “Искренний разговор о чём угодно”

 

Цель техники: при возникновении необходимости получить от клиента рассказ о чём угодно. Способ добиться ясного понимания о рассказываемом у самого клиента.

 

Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх. Затем попросить клиента по очереди переворачивать метафорические карты и откровенно рассказывать, какие мысли по интересующей теме приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

 

Пример выполнения техники: Представьте себе, что я пришёл к вам на приём, мы только что проделали “Искренний разговор обо мне”, и я научился извлекать из себя материал. Теперь вам почему-то понадобилось, чтобы я рассказал вам о моём младшем брате. Вы кладёте передо мной 5 метафорических карт и просите: “Переворачивайте первую карту и расскажите мне, есть ли на ней что-то общее с вашим братом. На что в вашем брате указывает эта карта?”.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: рука лицо

 

Думаю, это про его проблемы с кожей. Ему 19 и сейчас, как раз время романтических увлечений, выхода в большой мир, очень много общения и эта проблема очень ему мешает. Ему стыдно и он сидит дома, ограничивает свои контакты, становится социофобом, хотя я знаю, что по натуре он то как раз полная противоположность, его очень тянет к людям. Более того, происходит такая постепенная его эмиграция из реальности в компьютер и интернет. Я вижу, что он несчастен. Другие люди, живое общение очень ему нужны.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: змея

 

Он страдает из-за того, что ему не хватает общения, нет девушки, он мало куда ходит, друзья какие-то никакие и видно, что эта ситуация вводит его в такое невротическое состояние, в котором он становится неадекватен. Он очень обидчив, вспыльчив, озлоблен, категоричен - весь подростковый набор, только изрядно затянувшийся по времени и это из временного невроза уже превращается в что-то большее, начало формировать его личность. И это такая змеиная личность. Очень мало сочувствия, всё делается по-своему, наши интересы полностью игнорируются. Его становится всё труднее любить.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: лес

 

Это, наверно, про его план поехать на Алтай и жить в лесу, духовно развиваться и всё такое. Типо хочет стать отшельником, проверить себя. Он полон гнева на мир, за то, что тот его якобы отвергает. А когда ты зол, ты начинаешь спрашивать себя сильный ли ты, иначе злиться небезопасно. Вот эту ситу свою он хочет проверить в лесу. Подростковая шизофрения. Удержать его совершенно невозможно. Он уже собирает необходимые ему вещи, рюкзак, палатка... Скорей всего по весне поедет.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: ножницы

 

Он отрезает себя от нас. Я надеюсь, это со временем пройдёт и он не успеет сделать ничего непоправимого, но в данный момент он - источник боли для всей семьи. Все за него переживают и мучаются от бессилия что-то изменить.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: мама кормит грудью малыша

 

Его поведение ухудшает самочувствие мамы. Она итак всегда на грани нормы и патологии и то, что он делает, сдвигает её к состояниям страдания, делает ещё более нервной и несчастной, чем обычно.

 

Конец техники.

 

Вот так это и происходит. Ничего сложного. Также я могу рассказать о просмотренном сериале, моих хобби, женщинах, работе - о чём угодно, что есть в моей психике.

 

Пока клиент рассказывает о чём-то таким образом, у него у самого проходит туман в голове и он начинает больше понимать в интересующей его теме. Это незаменимая техника с клиентами, запрос которых звучит как: “Хочу разобраться в…”, “Хочу больше ясности с…” и т.д. Как правило, в ходе такого рассказывания клиент в какой-то момент сам бьёт себя по лбу и начинает удивлённо повторять: “Всё понятно! Теперь всё понятно. Всё ж ясно, как день!”

 

Но на практике эта техника чаще всего используется для извлечения из клиента рассказа о проблеме, с которой он пришёл. Она имеет несколько особенностей, поэтому я выделяю её в отдельную технику под названием “Искренний рассказ о проблеме”.




 

Описание техники “Искренний разговор о проблеме”

 

Цель техники: узнать о проблеме клиента. Добиться её более ясного понимания у самого клиента. Подтолкнуть его к началу переосмысления проблемы.

 

Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх. Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его проблемной ситуации приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

 

Пример выполнения техники: Представьте себе, что я пришёл к вам на приём, мы только что проделали “Искренний разговор обо мне”, я научился извлекать из себя материал. Проблема, с которой я к вам пришёл, такая: “Я уже 2 года занимаюсь хастлом и всё ещё недоволен своим навыком. При этом танцевать мне надоело, но бросать жалко”. Вы кладёте передо мной 5 карт и просите: “Переворачивайте первую карту и расскажите мне, есть ли на ней что-то общее с вашей проблемой с хастлом. На что в вашей проблеме указывает эта карта?”.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: омут

 

Трясина. Какая-то трясина. Вот, во что превратились мои занятия хастлом. Действительно хорошо это делать у меня не получается, надо больше тренировок, усилий, а возможностей таких нет. В итоге я занимаюсь по чуть чуть, особого удовольствия не получаю, потому что получается так себе, а бросить жалко. Самооценка падает. Два года как никак потрачено.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: библиотека

 

Тут явно чему-то очень дисциплинированно учатся. Есть такие ребята у нас в клубе - всё у них прям чётко так от задачи к задаче, и в голове всё так ясно и понятно. Я так не умею - отвлекаюсь всё время, вечно у меня какие-то ещё дела, ни времени ни сил не хватает чтобы отшлифовать своё умение и сам процесс занятий до такого спокойного и собранного состояния.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: берег

 

Это явно танцевальный фестиваль на Волге. Я туда ездил с девушкой, там мы как раз расстались. Она тоже танцевала. Наверняка и сейчас ходит в клуб. Не хотелось бы её там встретить. Наверняка будет с каким-нибудь новым ухажором, а я очень плохо на такие ситуации реагирую. Из-за этого и тренера и знакомых не хочется встречать - не хочется всех этих вопросов почему не сложилось, что произошло и прочее.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: человек у окна

 

Это, наверно, о том, что я на дискотеки не хожу. Вообще именно это было изначальной целью моих занятий - получить такой источник радости, который можно использовать в любой день чтобы бороться с хандрой и стрессом. Но я так и не стал активно его использовать, потому что танцую недостаточно хорошо. С другой стороны, не танцуя - я как раз и не развиваю свои навыки. Может быть надо всё-таки начать, и плевать, что будет получаться неидеально - постепенно начнутся улучшения.

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: камин

 

А это, наверно, то, к чему хотелось бы прийти. Я дома, спокоен, благополучен, время от времени хожу танцую. Знаю, что делаю это хорошо, абсолютно уверен в своём навыке и пользуюсь им по мере надобности для снятия стресса и получения радости.

 

Конец.

 

Вот, собственно и вся техника. Если бы я рассказывал о своей проблеме без метафорических карт, это было бы совсем иначе. Часто уже на этом этапе клиенты смотрят на карты и говорят, что консультация в принципе уже и не нужна, потому что, в ходе своего рассказа они уже поняли, что им нужно делать со своей проблемой. В частности я скорей всего поменяю клуб, чтобы не встречаться с бывшей. Форсировать не буду, стану больше ходить на дискотеки, так как именно это было моей целью изначально, а вовсе не совершенство танцевания. Вон Болдырев как раз на дискотеках и начал зажигать.

 

Обычно после “Искреннего разговора обо мне” я спрашиваю клиента, что его привело(выясняю его проблему, пожелание). Он в общих чертах поясняет, мы вместе формулируем запрос и тут я прошу его рассказать о своей проблеме с помощью техники “Искренний разговор о проблеме”.

 

Примерно треть клиентов уже в процессе выполнения техники понимают, что им делать и оставшуюся часть сессии я просто закрепляю этот результат.

 

А теперь давайте попрактикуемся.




 

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор о проблеме”

 

Наверняка у вас сейчас есть какая-то проблема, какой-то жизненный затык. Я хочу чтобы вы рассказали мне о ней с помощью этой техники.

 

Определитесь с тем, о чём будете говорить. Это ваш запрос.

 

Сделали?

 

Я достану вам 5 метафорических карт. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”

 

Я буду писать о своей проблеме - я себя плохо чувствую после недавнего расставания с девушкой. Сил, радости нет совершенно.

 

Первая метафорическая карта:

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: змея

 

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

 

Ваш вариант:...

 

Мой вариант: Я не так давно расстался с девушкой-змеёй. Она не тёплая, не привязчивая, не эмпатичная. Душевно мне с ней было холодно. Ну расстались и расстались, но она забеременела. И сейчас я ничего не знаю о ребёнке. Она обрубила все наши контакты. Объяснить ей, что так нельзя, что я переживаю за них обоих, что мучаюсь - невозможно.

 

Вторая метафорическая карта:

 

“На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: радуга

 

Ваш вариант:...

 

Мой вариант: именно так я себя и чувствую - тоскливый какой-то железнодорожный мост, всё чёрное, прокопчёное, постоянная печаль. Но время от времени я прорываюсь из этого состояния туда, где радуга, мне становится хорошо, когда я общаюсь с друзьями, делаю что-то по работе, смотрю любимое кино, на тренировках. Но потом снова собираются тучи и заслоняют радугу - я вновь в каком-то тусклом, неуютном, печальном месте, вроде огромной железнодорожной развязки.

 

Третья метафорическая карта:

 

“На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: расчёт

 

Ваш вариант:...

 

Мой вариант: она технарь, экстраверт - вся такая снаружи, полностью лишена саморефлексии, совершенно не понимает эмоций и не способна ими управлять. Инженер-электротехник. А у меня наоборот. Даже помирившись мы, наверно, не найдём общего языка, хотя ради ребёнка я бы очень старался. Но она стараться точно не будет. Как то так вышло, что я совершенно не представляю для неё никакой ценности. У неё совершенно другие интересы, ценности, всё другое. Как будто с разных планет. Я вообще ничего не могу сделать чтобы как-то восстановить отношения - всё оказывается не в кассу, ей ничего не нравится.

 

Четвёртая метафорическая карта:

 

“На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: человек с фонарём

 

Ваш вариант:...

 

Мой вариант: я всё ещё пытаюсь её спасать, лезу такой отважный в её душу с фонарём типо “смотри, сколько здесь гнева и ненависти - это же неправильно. Тебе так хорошо будет без этого”. А она просто змея. Для неё это нормально. Ненависть к бывшим - это для неё стандартный итог отношений. Не всем нужно тёплое отношение. Некоторые гниют от тепла. Мне нужно смириться с тем, что иначе не будет. По доброй воле общаться с ребёнком она мне не даст.

 

Пятая метафорическая карта:

 

“На что в моей проблеме указывает эта карта? Если ли на карте что-то общее с моей проблемой?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: митинг

 

Ваш вариант:...

 

Мой вариант: там вокруг неё другие люди сейчас. Она активно ищет другого папу моему малышу. Уже с животом… “Когда я не в отношениях, я блядь” - это её слова. Мне лезть туда не стоит, а то я человек вспыльчивый, эмоциональный - могу наделать дел так что небесам станет жарко. И себе и в конечном счёте малышу наврежу. Надо обождать пока страсти улягутся, а там может удастся спасти хоть что-то.

 

Ну как, у вас получилось?

 

С помощью метафорических карт можно рассказать(извлечь материал) о чём угодно. И этот рассказ будет значительно отличаться от того, что человек сообщил бы вам без карт. Более того, такое рассказывание обязательно сопровождается инсайтами, озарениями.

 

Говоря о чём то своими словами, клиент делает это привычным способом так, как уже сотни раз формулировал это в своих мыслях, в разговорах с другими людьми. В этих словах для него уже давно нет ничего нового. Метафорическая карта с помощью ассоциаций, проекций и восприятий вызывает в его сознание новые, неожиданные обстоятельства, относительно рассказываемого. Ему приходится встраивать этот материал в свой рассказ, и в свете этих новых обстоятельств с клиентом начинают происходить инсайты, приходит новое понимание.

 

А ведь это - именно то, чего в принципе должен добиться психолог.

 

Вообще, “Искренний разговор о проблеме” по форме и содержанию очень похож на “Искренний разговор обо мне”. А это плохо, когда подряд идут техники похожие друг на друга. Разнообразие - это приятно, поэтому после выяснения запроса, детализировать его, получить соответствующий материал можно не с помощью техники “Искренний разговор о проблеме”, а с помощью техники “Мандала”. Они очень похожи, но Мандала более антуражная. Выглядит она вот так:




 

Описание техники “Мандала”

 

Цель техники: техника состоит из двух этапов - рассказ о проблеме и коррекция. Сейчас мы разберём первую часть - диагностику.

 

Порядок выполнения: попросите клиента вслепую вытянуть из колоды карту, которая будет обозначать его проблему. Как только метафорическая карта извлечена, дайте ему её рассмотреть, и спросите его: “Как эта карта указывает на вашу проблему?” После ответа клиента данная карта становится символом его проблемы. Она будет удерживать его в контексте проблемы вдальнейшем. Затем попросите его извлечь вслепую из колоды ещё 8 карт и расположить их вокруг карты, обозначающей проблему вот таким образом:

 

Оборот карт из колоды метафорических карт Ох  Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Оборот карт из колоды метафорических карт Ох

Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Оборот карт из колоды метафорических карт Ох

Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Оборот карт из колоды метафорических карт Ох

 

После этого попросите клиента последовательно переворачивать карты и отвечать на вопрос: “На что в вашей проблеме указывает эта карта?”  “Есть что-то общее между картой и вашей проблемой?”

 

К тому моменту, как будет описана последняя метафорическая карта и у вас и у клиента будет новое и нетривиальное понимание проблемы, с которой предстоит работать.

 

Пример выполнения техники: есть хороший пример выполнения техники Мандала в книге Дмитриевой и Буравцевой “Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии”. Я приведу его здесь с некоторыми сокращениями.

 

“Клиентка, 62 года, в прошлом - руководящий работник, заместитель директора швейной фабрики. После выхода на пенсию принимает активное участие в общественной жизни, выполняет обязанности председателя совета дома, в котором живёт. Эта деятельность ей очень нравится - есть чем заняться и можно “дополнительную копеечку на старость заработать”. Проживает совместно с мужем и семьёй младшей дочери(зять, внуки), помогая им съэкономить деньги на аренде квартиры, чтобы “наконец-то купить собственную”. Это является причиной частых недовольств и перебранок, создаёт стрессовую обстановку в доме. Муж клиентки на пенсии, много времени проводит на даче, по её словам “там ему больше нравится”. Когда же находится дома, то чаще сидит в кресле с книжкой, в домашние дела вникает мало. Старшая дочь живёт в другом городе, приезжает к родителям не чаще раза в год.

 

Клиентка сообщила о возникших у неё трудностях в принятии окружающих и их мировоззрения, о негативных чувствах, которые она испытывает ко всем, включая членов своей семьи. Она призналась, что всегда считала и считает других ниже себя, ощущает агрессию и желание “уничтожить” любого, кто не согласен с её мнением. Со слов клиентки, при появлении её на заседаниях домового совета и в семье все стараются избежать любого взаимодействия с ней. Клиентка рассказала также о о выраженном пристрастии к употреблению спиртных напитков, ежевечерний приём которых, хоть и “в небольших дозах”, является единственным средством, приносящим ей “ощущение радости”. Кроме того, в последнее время клиентка стала замечать усталость, безразличие к происходящему, желание забросить все дела, посидеть “на диване с бокалом вина”.

 

Причина обращения к консультанту - жалобы на внутренний дискомфор, усталость, недовольство собой, утрату эмоционально близких отношений с членами семьи, участившиеся конфликты с другими людьми. клиентку серьёзно беспокоит и недавно наступившее безразличие, “с которым надо что-то делать”.

 

Мы предложили клиентке не глядя взять одну карту, ассоциирующуюся с ригидностью. Она выбирает карту с изображением двух рук, скручивающих и разрывающих верёвку, и располагает её в центре будущей композиции.

 

Психотерапевт: “Что означает для вас эта карта?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: верёвка

 

Клиентка: “Хочу всех, кто со мной не согласен, скрутить, как эту верёвку, в бараний рог”.

 

Мы предложили создать вокруг наиболее значимой карты симметричную картинку из связанных с ней по смыслу восьми карт. Клиентка вытянула восемь карт из комплекта и создала композицию из карт с картой, обозначающей её проблему, по центру.

 

Оборот карт из колоды метафорических карт Ох  Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Оборот карт из колоды метафорических карт Ох

Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Карта из колоды метафорических карт Ох: верёвкаОборот карт из колоды метафорических карт Ох

Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Оборот карт из колоды метафорических карт Ох Оборот карт из колоды метафорических карт Ох

 

Карты рассматривались, начиная с центра, затем с углов квадрата, при этом вслух проговаривались любые мысли и ассоциации.

 

П: “Что для вас означает эта карта?(левая, в верхнем ряду)?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: школьный класс

 

К: “Это изображение учителя и слушающих его учеников. Наверное, в этом суть моей проблемы. Я убеждена, что есть два мнения - одно моё, остальные неправильные, и поскольку я умнее всех и мудрее, все должны слушать только меня. Мне постоянно хочется делиться своим мнением и давать советы, нравоучения, несмотря на то, что меня об этом никто не просит”.

 

П: “Что означает для вас эта карта(центральная, в верхнем ряду)?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: человек в углу

 

К: “Невозможность двигаться дальше, остановка. Это тупик, угол, в который я загнала себя непримиримостью с отличной от моей позицией окружающих, которых я считаю ниже себя. Страшно то, что я понимаю, что не права, но желание насильно “осчастливить” всех своим опытом сильнее”.

 

П: “Что для вас означает эта карта(правая, в верхнем ряду)?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: деньги

 

К: “Это деньги. Я всегда много работала, понимаю, что сейчас надо сбавить темп”.

 

П: “Что для вас означает эта карта(левая, в среднем ряду)?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: дикая рысь

 

К: “Это я, похожая на дикую рысь, недовольная и озлобленная на всех на свете.

 

П: “Что означает для вас эта карта(правая, в среднем ряду)?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: в больнице

 

К: “Этот больной в кровати напоминает меня. Я давно уже не чувствую себя здоровой”.

 

П: “Что означает для вас эта карта(левая, в нижнем ряду)?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: одиночка

 

К: “Это группа отвернувшихся от меня друзей и родственников. Я их так уже достала, что они не могут на меня смотреть”.

 

П: “Что для вас означает эта карта(средняя, в нижнем ряду)?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: камин

 

К: “Это пожар в моей душе, мыслях и во всём теле. Я должна себя спасать, иначе погибну”.

 

П: “Что для вас означает эта карта(правая, в нижнем ряду)?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: разбитый стакан

 

К: “Это спиртное - моя отрада. Стакан хорошего вина снимает напряжение и стресс. Ну а то, что он упал, видимо, означает, что если я не брошу пить, меня ожидает такое же падение”

 

П: “Обратите внимание на то, что вы разложили Мандалу, отражающую вашу ситуацию. Устраивает ли вас то, что вы увидели и не хотите ли по-другому взглянуть на те изображения, которые вызывают напряжение?”

 

Карта из колоды метафорических карт Ох: школьный класс Карта из колоды метафорических карт Ох: человек в углу Карта из колоды метафорических карт Ох: деньги

Карта из колоды метафорических карт Ох: дикая рысь Карта из колоды метафорических карт Ох: верёвка Карта из колоды метафорических карт Ох: больной

Карта из колоды метафорических карт Ох: одиночка Карта из колоды метафорических карт Ох: камин Карта из колоды метафорических карт Ох: разбитый стакан

 

К: “Очень хочу. Особенно раздражает роль наставника”...

 

Это не вся техника. Дальше будет коррекция выявленных проблем, но про это уже в другом уроке.

 

Как вам мандала? Фельдипёрстово, согласитесь. И слово то какое - Ман-да-ла. Клиентам нравится когда так антуражненько, поэтому почему бы и нет? Хотя по сути это та же техника “Искренний рассказ о проблеме”, но с добавлением центральной карты, обозначающей саму проблему, вот такой конфигурации карт при раскладывании и самого слова “мандала”.

 

Ещё одно достоинство “Мандалы” в том, что она позволяет плавненько перейти от диагностики к коррекции. Но про это в 7 уроке.

 

А теперь самое время сказать вам, что эти три урока - это всего лишь половина того, как используют метафорические карты психологи. Да, да, для вас это может прозвучать неожиданно, но у карты то две стороны, а не одна…




 

Домашнее задание

 

С помощью техники “Искренний разговор о проблеме” опишите несколько своих проблем. Карты можете использовать любые, например те 5 карт из первого урока, с помощью которых я рассказывал о себе или карты выше. Если у вас есть колода, проделайте эту технику с кем-нибудь, получив описание его проблемы.




 

Резюме урока

 

Несмотря на то, что материал в сознание извлекается 5-тью принципиально отличающимися способами, это оказывается всегда какой-то один конкретный материал, а не 5 на каждый способ. Так работает наш мозг.

 

Но не всякий материал годится для работы, а только тот, который соответствует теме с которой хочет разобраться клиент..

 

Ценным извлекаемый материал делает запрос.

 

Запрос - это чёткий, лаконичный вопрос, который формулируется перед началом работы, ответ на который вы хотите получить в сознании при помощи карты.

 

Таким образом, чтобы получить материал из психики нужно три обязательных элемента:

 

1. Случайная карта.

2. Человек с 5-тью навыками для каждого способа извлечь материал.

3. Запрос.

 

Запрос может быть любым, поэтому при помощи метафорических карт можно рассказать не только о своей жизни как в технике “Искренний разговор обо мне”, но и вообще о любой теме.

 

Таким образом техника “Искренний разговор обо мне” является лишь частным случаем техники “Искренний разговор о чём угодно”.

 

Чтобы получить от клиента рассказ о его проблеме, внести ясность и подтолкнуть к её переосмыслению используется ещё один вариант техники “Искренний разговор о чём угодно”, а именно “Искренний разговор о проблеме”.

 

Примерно треть клиентов уже в процессе выполнения техники понимают, что им делать с их проблемой.

 

Для тех же целей можно использовать технику “Мандала”, которая состоит из 2-х этапов и позволяет плавно перейти от диагностики к коррекции.

 

Переход к четвёртому уроку